БУО со стороны

Сегодня произошло событие, достойное занесения в летописи БУО. Этой забавной аббревиатурой в кругах чиновничьих (и не только) принято обозначать остров Большой Уссурийский на Амуре. Тот самый, что разделен между КНР и РФ и осваивается под бодрый лозунг «Один остров — две страны». Сегодня делегация второй страны, полюбовавшись парадом 9 мая в Хабаровске, побывала на той части острова, что осваивает страна первая.

Позволю себе лирическое отступление на один абзац. Нашу часть острова, как известно, планируется превратить в туристическую Мекку. Решения на этот счет на самом высоком уровне принимались в декабре прошлого года („Ъ“ писал о правкомиссии под руководством Дмитрия Медведева, обсуждавшей тему, здесь), и даже средства под первоначальное обустройство как будто бы есть — 367 млн руб. из федерального бюджета (подробности здесь). Это с одной стороны. С другой, остров должен был бы зацвести уже в 2016-м, гласила концепция его освоения от 2010 года (сейчас она, разумеется, уже утратила актуальность). Этому помешало наводнение 2013 года на Амуре и его последствия. Время идет, и пора бы уже начинать работать, но существенно тормозит работу одно обстоятельство: попавшие под затопление территории (по указу президента Владимира Путина) застраивать нельзя. Об этом, кстати, тоже говорят уже с 2014 года, но ситуация не меняется.

Но это присказка, а сказка — вот она.

Остров сейчас начинается с приличной дороги и новехонького моста через протоку:

ostrov-01

Огромная делегация руководства провинции Хэйлунцзян Китая (глава — секретарь КПК провинции Ван Сянкуй) растянулась на всю трассу:

ostrov-011

ostrov-02

Трасса идет через пустоту (поля-поля), но не простаивает — движение есть. Поэтому машина сопровождения ГИБДД трассу мудро перекрыла:

ostrov-05

За время, пока гостям показывали окрестности, через «кордон» успел проскочить лишь один авто на военных номерах. Видимо, пограничники куда-то спешили.

Все это, если отойти подальше, выглядело довольно забавно, потому что представители провинции, где часть Большого Уссурийского начали активно застраивать еще до наводнения-2013, приехали фактически в пустыню. Дорога есть — больше ничего не видно:

ostrov-07

Гостей встречал плакат с планами по освоению российской части острова и все руководство министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, включая, разумеется, министра Юрия Чайку. Именно он показывал и рассказывал Ван Сянкую все, что предполагается развить на острове. Господин секретарь провинциальной ячейки КПК (фактически губернатор региона) активно спрашивал (о чем  речь ниже):

ostrov-03

ostrov-032

Вот здесь, кстати, возле господина Чайки можно увидеть главу свежесозданного аналога хабаровского МИДа Вячеслава Дианова:

ostrov-04

Сам плакат — вот:

ostrov-06

А теперь про вопросы, которые задавал господин Ван Сянкуй. Он мне, хочу сказать, просто-таки импонирует. Вопросы он задавал — прямо «в дырочку». По делу и по существу.

ostrov-031

Сначала, конечно, Юрий Чайка, стоя возле красочного плаката, рассказал, где какие зоны развития будут на российской части БУО: там конгрессно-выставочный центр, там духовно-просветительская деятельность, там сельхозпроизводство, там центр восточный единоборств, там конно-спортивный комплекс, там институт Амура. А вот здесь у нас польдерная система, объяснял господин Чайка, она защищает поля от затопления.

Господин губернатор соседней провинции внимательно слушал, а потом стал интересоваться. «Какой высоты защитная дамба?». «Наводнение было на 8 м, дамба — 9 м», — сказал Юрий Чайка. «А можно посмотреть на месте, доехать туда на машинах и посмотреть?» — продолжал губернатор. В российской части делегации произошла небольшая заминка, потом выяснили: там погранзона, подъехать нельзя. «Я хотел именно посмотреть», — огорчился Ван Сянкуй.

Господин Чайка продолжил рассказывать, чтобы в итоге отметить: «В настоящее время вести здесь строительство нельзя». «Почему?» — спросили китайцы. «Здесь было подтопление, и президент Путин издал указ о запрете строительства», — объяснили им. Дамбы, которые нарисованы на плане — их только предстоит построить, сейчас нужно проектировать, добавил Юрий Чайка, причем без согласования с аналогичными планами китайской стороны это невозможно.

А вот уж «создание дамбы позволит приступить к строительству пункта пропуска» на госгранице между двумя странами, продолжил господин Чайка.  «Правительство Хабаровского края в апреле подало заявку на строительство пункта пропуска. Однако для этого необходимо, чтобы его включили в межправительственное соглашение между Россией и КНР. Нужно, чтобы в существующее соглашение были внесены соответствующие изменения», — сказал Юрий Чайка.

Но Ван Сянкуй о положении с пунктом пропуска, видимо, был осведомлен. А вот о том, что на остров предлагается распространить режим территории опережающего развития (ТОР), решил узнать побольше. «Есть конно-спортивный парк… А другие какие-то направления развития для особой экономической зоны (так именуют ТОР все иностранцы) есть?» — спросил он. Из подтекста следовало: что это у вас за зона опережающего развития такая, с конно-спортивным парком что ли?

«Основное производство будет сельскохозяйственное, на территории 5800 га», — пояснил Юрий Чайка. Ван Сянкуй удивился: «У нас в Китае льготное налогообложение для сельского хозяйства и без особых экономических зон…». Юрий Чайка не растерялся. «Режим ТОР предполагает низкое налогообложение фонда заработной платы на предприятии и льготный режим привлечения иностранной рабочей силы».

«А почему именно на острове сельское хозяйство? Есть множество других, более удобных земель», — продолжал Ван Сянкуй. Господин Чайка отвечал, что это исторически сложившееся производство на острове, оно одно тут раньше и было.

И вот тогда Ван Сянкуй подобрался к самой интересной для китайской стороны, как мне кажется, теме. «А как насчет поставок грузов через остров?» — спросил он. «Проектом предусмотрен только пассажирский пункт пропуска. С развитием территории будем обращаться к нашему правительству, чтобы разрешили и грузовой пункт», — сказал хабаровский министр.

И вот тогда Ван Сянкуй сказал: остров нужно увязывать с концепцией создания Великого Шелкового пути. «Нельзя ли использовать территорию для других проектов, в том числе учитывая выгодное логистическое положение Хабаровска?» — сказал он.

Но тут его прервали.

«Коллеги, у нас плотный график. Предлагаем обсудить это на встрече с губернатором в 17 часов». И все разъехались.

Мы сейчас тоже туда. Послушаем развитие.

 

1 Trackback / Pingback

  1. БУО со стороны-2 | Дмитрий ЩербаковЪ

Комментарии закрыты.