Брендинг по-черной

transneft-exp-sovet Очень интересные, на мой взгляд, мысли высказал вчера на мероприятии «Транснефти» эксперт Юрий Щербанин — завкафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа. Подробности есть на ленте новостей «Ъ-ДВ». Если вкратце, то говорил он очень простую вещь: нефть нужно не только добыть, но и правильно продать. Ничего неожиданного, скажете вы мне. А я вот, например, от кое-каких озвученных фактов призадумался.

Во-первых, что такое сорт ВСТО. Позволю себе процитировать коллег из портала «ИнтерЭнерго»: «Сорт ВСТО извлекается из месторождений Западной и Восточной Сибири в соотношении 50 на 50. «По качеству восточносибирская нефть несколько лучше западносибирской, — говорит представитель ООО «Востокнефтепровод», — во-первых, температура замерзания у нее значительно ниже. Восточносибирская кристаллизуется при минус 49 градусах, западносибирская уже при минус 23. Средняя же температура замерзания нефти сорта ВСТО колеблется в пределах 33-35 градусов ниже нуля, она получается после смешивания. Есть различия и по содержанию серы. А это ключевой показатель, снижение которого требует глубокой переработки сырья. В нефти с месторождений Западной Сибири содержится 0,59-0,6% серы, Восточной Сибири — 0,52-0,55%»«.

Кто создает сорт Espo (ВСТО)?

Те, кто сдают нефть в нефтепровод, а это (июнь 2014 года, Игорь Кацал, заместитель вице-президента «Транснефти»): «На восточном направлении работают восемь-девять игроков, в том числе «Роснефть», «Сургутнефтегаз», средние добывающие компании – Иркутская нефтяная компания, «Дулисьма», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и другие. Я называю именно те компании, которые добывают нефть в Восточной Сибири и сдают ее в трубопроводную систему ВСТО, они и являются основными игроками на этом рынке. Кроме того, часть нефти, которую мы транспортируем по системе ВСТО, перенаправляется из Западной Сибири. Это в основном нефть с месторождений от Самотлора до Анжеро-Судженска«.

А для понимания ситуации полезно обратиться к истории: вот как в 2007 году «Ъ» писал о том, что сорт ВСТО только собираются регистрировать.

Но это лирическое отступление.

Теперь о продвижении.

Оказывается, сорт нефти Dubai, прямого конкурента нашей Espo, продвигают на азиатских рынках… Да всего-то навсего:

1) Dubai Holding. Состоит из двух подразделений, финансовые результаты одного из них за 2014 год: выручка — 13,2 млрд дирхамов (при курсе 16,82 рубля за AED — 222 млрд руб.), активы на 130 млрд (под 2,2 трлн руб.). И это только одно подразделение…

2) Goldman Sachs. Финансовые результаты за 2014 год: чистый доход — $34,5 млрд (при курсе доллара под 59 рублей — за 2 трлн рублей), чистая прибыль — $8,5 млрд (500 млрд руб.).

3) Morgan Stanley. Результаты за 2014 год: доходы — $32,54 млрд (1,915 трлн руб.), чистая прибыль — $3,67 млрд (216 млрд руб.).

4) и так далее.

Таким образом, компании, обладающие финансовой мощью (и немаленькой такой) «помогают» Dubai. Оттого она чернеет, жирнеет, уменьшает содержание серы (шутка) и успешно завоевывает азиатский рынок как эталонный сорт (не шутка).

Конечно, встает вопрос масштабов. Сколько нефти сорта Espo вообще продается в Азии? Посчитать несложно: в 2014 году 15 млн т в Китай и 24,9 млн т через Козьмино (структура поставок по странам — здесь). Для получения статуса маркерной, кстати, если не ошибаюсь, нужен уровень добычи не менее 500 тыс. баррелей в сутки (25 млн т в год), так что с этим все в порядке, а учитывая планы по расширению трубопровода к 2019 году до 80 млн т в год — все будет совершенно в порядке.

Основные поставщики нефти для ВСТО — «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».

Выручка «Роснефти» за 2013 год по МСФО составила 4,69 трлн руб., чистая прибыль — 551 млрд руб. В Азию «Роснефть» поставляет примерно 30% от своих объемов (по итогам третьего квартала 2014 года продала в Азии 8,6 млн т, в Европе и других направлениях вне СНГ — 15,6 млн т, в СНГ — 1,8 млн т, в России — 2,3 млн т).

Выручка «Сургутнефтегаза» за 2013 год (2014-го, как водится, итоги подведут летом) — 814,1 млрд руб., чистая прибыль — 256,5 млрд руб. «Сургутнефтегаз» за 2014 год добыл 61,4 млн тонн нефти, в том числе в Якутии 7,73 млн тонн (12,5% от общего объема — как минимум столько ушло по ВСТО в Азию, плюс, возможно, что-то из Западной Сибири).

Внимание, уважаемые знатоки. Вопрос.

Кто из (тоже далеко не бедных) российских нефтяных компаний и как помогает в продвижении сорта Espo на рынках Азии?

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*