Обход и карман

Вчера, как знают те, кто следит за местным информационным полем, торжественно вскрыли конверты с заявками от трех консорциумов, пожелавших строить объект «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 — км 42». Что это за «зверь», представляют примерно все: хотят власти и инвесторы по мотивам ГЧП сделать удобную скоростную магистраль мимо Хабаровска, чтобы а) простые люди по ней без пробок мчались из Южного в Северный и б) дальнобойщики не загромождали фурами городские магистрали. Как побочный эффект предполагается, что в) дорога свяжет площадки с промышленными объектами территорий опережающего развития (которых пока, конечно, фактически еще нет). Это если с чиновничьего на человеческий переводить.

Посмотрел я конкурсную документацию, поговорил со знающими людьми.

По моему мнению, весь этот проект (на данном этапе развития и в нынешней ситуации) — извините, лишнее.

Почему? А я поясню.

Сейчас нам показывают вот такую красивую картинку (Восточный обход выделен на ней красным):

doroga-03

Или вот такую (на тему того, что объект будет последним чудом техники):

doroga-02

И говорят: находим инвестора, который будет готов потратить полтора десятка миллиардов и взять как можно меньший капитальный грант от бюджетов (это конкурсные условия такие), строим объект, получаем с него отчисления в бюджет за счет платы за проезд, дорога в конечном счете остается государству. Про довольных горожан и дальнобойщиков, не стоящих в пробках, и говорить нечего. Все в шоколаде.

Итак, для начала — пара общих мест (цитирую по материалам краевого минэкономразвития). Проект реализуется на основании распоряжения правительства Хабаровского края №971-рп от 19.12.2015 г., срок действия концессионного соглашения — 15 лет(в том числе 3 года – создание объекта,и 12 лет эксплуатации). Что делает концессионер, думаю, понятно: обеспечивает строительство объекта, под которое привлекает кредиты, и эксплуатирует, в том числе — собирает плату за проезд (это самый интересный пункт, я на нем еще остановлюсь). Как только объект будет введен в эксплуатацию, власти (концедент) получают дорогу в собственность и начинают возмещать концессионеру понесенные расходы на строительство через плату концедента. В их обязанностях также (на этапе подготовки): предоставление проектной документации, передача земельных участков, софинансирование капзатрат. Капвложения в строительство «Восточного обхода» оцениваются в 37,963 млрд руб. (с НДС), софинансирование капитальных вложений из средств регионального и федерального бюджетов («капитальный грант») — не более 24,22 млрд руб. (без НДС).

Кто, кстати, хочет более детально разобраться в финансовых потоках, вот их схема из одной из презентаций Росавтодора (там речь идет о проекте дороги для большегрузов более 12 т весом, а у нас будет дорога для всех, в этом единственное отличие):

doroga-04

Почему капитальный грант «не более» какой-то суммы? В этом-то и будет конкурс (и борьба между концессионерами). Потенциальный победитель (с активами не менее 3 млрд руб.) подает заявку. По условиям конкурсной документации, на конкурс выставляется «капитальный грант в размере 24 220 000 000 рублей в ценах на 31 декабря 2015 года, без НДС, в том числе 6 188 000 000 – в 2017 году, 7 067 000 000 – в 2018 году, 10 965 000 000 рублей – в 2019 году». Участник должен его уменьшить, то есть заявить, что претендует на меньшие средства бюджетов. Чем меньше — тем ближе к победе. Кроме того, на уменьшение выставляется и плата концедента — она изначально составляет 17 385 000 000 рублей в ценах на 31 декабря 2015 года, без НДС, в том числе 1 815 000 000 – в 2020 году, 1 685 000 000 рублей – в 2021 году, и так далее, до 613 000 000 рублей – в 2031 году. Значимость первого критерия в конечном балле — 0,3, второго — 0,7.

Какое бремя берет на себя Хабаровский край?

Во-первых, нужно предоставить землю под проект. Земля всегда чья-то. Некоторые предприимчивые люди (есть такая информация) участки, требуемые под будущую трассу, заранее прикупили. Нужно выкупать. Во-вторых, нужно разработать ПСД. Ну, к этому не привыкать — с этим регион справится. Но суммарные затраты на это для бюджета региона будут исчисляться в миллиардах. В-третьих, нужно софинансировать строительство. Грант по линии Росавтодора обычно предоставляется в пропорции 67 (федеральных средств) к 33 (региональных средств), то есть от краевой казны будет нужно 2 млрд руб. (2017 год), 2,3 млрд руб. (2018), 3,6 млрд руб. (2019). Бюджет дефицитен, лишнего в нем нет. Но, допустим, ладно, наскребем (а в случае заключения соглашения делать нечего — придется). Откуда, все тоже, наверное, знают — возьмем кредиты, и хорошо, если бюджетные, а не у коммерческих банков.

В общем, поднатужились, за три года построили дорогу. Хотя — тут пауза. А что именно построили?

Вот схема этапов строительства:

doroga-01

Как видно из нее, первая очередь подразумевает строительство самой трассы от развилки Матвеевское шоссе — автодорога «Восток» (трасса на Комсомольск-на-Амуре) до проспекта 60-летия Октября (сразу за Ильинкой). «Восточный обход» сразу не дотянет даже до федеральной трассы на Владивосток — это лишь четвертый этап строительства (на перспективу). Это крайние точки первой очереди. На севере «обход» начнется, как вы понимаете, от объездной трассы Трехгорная—аэропорт, которая считается «Восточным обходом 0-13 км».

А где, спросите вы, будут выбираться на супер-скоростную (120 км/ч) магистраль жители южной части славного города Хабаровска (с северной все понятно)? Проектировщики позаботились о горожанах. Согласно конкурсной документации, проект подразумевает пять развязок. Изначально, судя по вышеприведенной схеме, в проекте было их 6. Оставшиеся:

— Транспортная развязка № 1 — Км 2 (14) на пересечении с Матвеевским шоссе и примыкании к федеральной автодороге «Восток»
— Транспортная развязка № 2 — Км 5 (17) в месте примыкания к ул. Горького
— Транспортная развязка № 3 — Км 9 (21) в месте пересечения с автомобильной дорогой «Подъезд к п. Горького»
— Транспортная развязка № 4 — Км 22 (34) на примыкании ул. Сидоренко к автомобильной дороге «Хабаровск – Ильинка – Ракитное – Гаровка-1 – п. им. Горького»
— Транспортная развязка № 5 — Км 27 (39) в месте примыкания к автомобильной дороге «Подъезд к г. Хабаровску от 14 км федеральной автдороги «Уссури»

Конечно, все и сразу не построят. Первый этап (по схеме) — это развязки №№ 1 (северное примыкание трассы к существующим дорогам), 3 (на дорогу, по которой сейчас можно вынырнуть через Восточное шоссе и поселок им. Горького все на ту же комсомольскую трассу), 5 (на улицу Сидоренко — разбитую в «хлам» дорогу, которая ведет из южного промузла на дорогу между Ильинкой и Ракитным) и 6 (южное примыкание). Развязки на Восточное шоссе (на подъезде к Горькому) придется подождать, а развязку на улицу Целинная в районе Ракитного (которая выводила бы на «второй Хабаровск») из проекта вообще, насколько я уловил из документации, выкинули.

В общем, с движением с Южного микрорайона в Северный по «Восточному обходу», мне кажется, будут вопросы. И не только по схеме организации развязок, кстати. О самом вкусном, как и обещал.

Дорога будет платная, по всемирному принципу stop-and-go. Все знают. А чё-почём?

Цитирую конкурсную документацию:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
К ТОМУ 1 КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ПЛАТНОМУ
УЧАСТКУ ОБЪЕКТА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ, А ТАКЖЕ МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ТАКОЙ ПЛАТЫ И ПОРЯДОК ЕГО ИНДЕКСАЦИИ

Средневзвешенный размер платы за проезд по платному участку Объекта концессионного соглашения не должен превышать следующих величин в рублях за 1 километр в базовом уровне цен по состоянию на 31.12.2015 года:

3,92 рубля без НДС (4,62 рубля с НДС) – для автотранспортных средств 1-й категории, включающих легковые транспортные средства (автомобили, в том числе с прицепом высотой до 2 метров, многоцелевые транспортные средства, мотоциклы), имеющие 2 и более оси и габаритную высоту, с учетом перевозимого груза, 2 метра и менее (далее – «Автотранспортные средства 1-й категории»);

5,87 рублей без НДС (6,93 рублей с НДС) – для автотранспортных средств 2-й категории, включающих среднегабаритные транспортные средства (автомобили, в том числе с прицепом выше 2 метров, фургоны на легковых шасси, пикапы и минифургоны), имеющие 2 и более оси и габаритную высоту, с учетом перевозимого груза, более 2 метров, но менее 2,6 метров (далее – «Автотранспортные средства 2-й категории»);

7,83 рублей без НДС (9,24 рублей с НДС) – для автотранспортных средств 3-й категории, включающих автобусы и автомобили, предназначенные для перевозки тяжелых грузов (грузовые автомобили, автобусы и туристические междугородные автобусы), имеющие 2 оси и габаритную высоту, с учетом перевозимого груза, 2,6 метра и более (далее – «Автотранспортные средства 3-й категории»);

15,66 рублей без НДС (18,48 рублей с НДС) – для автотранспортных средств 4-й категории, включающих автобусы и автомобили, предназначенные для перевозки тяжелых грузов (грузовые автомобили, автобусы, туристические междугородные автобусы и транспортные средства 2 класса с прицепом выше 2,6 метра), имеющие 3 и более оси и габаритную высоту, с учетом перевозимого груза, 2,6 метра и более (далее – «Автотранспортные средства 4-й категории»).

Максимальный размер платы за проезд по платному участку Объекта концессионного соглашения не должен превышать следующих величин в рублях за 1 километр в базовом уровне цен по состоянию на 31.12.2015 года:
5,86 рублей без НДС – для Автотранспортных средств 1-й категории;
8,81 рублей без НДС – для Автотранспортных средств 2-й категории;
11,74 рублей без НДС – для Автотранспортных средств 3-й категории;
23,47 рубля без НДС – для Автотранспортных средств 4-й категории.

Максимальный размер платы будет индексироваться с применением индекса потребительских цен, который определяется Федеральной службой государственной статистики.

Итого в среднем: седаны и мотоциклы — 4,6 руб./км, фургоны-пикапы — 6,9 руб./км, автобусы-грузовики — 9,2 руб./км, туравтобусы и фуры — 18,5 руб./км.

Возьмем ежедневную поездку по новой трассе из одного конца города в другой (два по 20 км) на обычном автомобиле. По средней — 184 рубля. Пять рабочих дней — 920 руб. Ребята, мы на льготные муниципальные парковки за 50 рэ машины не ставим, лишь бы не платить, и тулим их вечно то под знаки (с угрозой эвакуации и затрат на несколько тясыч рублей), то на бордюры и тротуары. Лишь бы поближе к работе/магазину/дому. А тут взяли такие — и по «штучке» заплатили?

Фуры я тоже, кстати, поздравляю. Им «просвист» мимо Хабаровска по новой трассе обойдется (строительная длина объекта 26,8 км) по среднему в «пятихаточку» (495 руб.).

Но вот теперь — внимание, вопрос знатокам. Изначально предполагалось, что «Восточный обход» будет заведен на Большой Уссурийский остров, который (даст Бог — году эдак к 2020-му) может обрести пункт пропуска, потенциально имеющий возможность пропускать в Китай не только пассажиров, но и грузы (об этом желании китайцев я писал не раз, а федеральные органы власти ему сопротивляются, вы знаете). И вот под этот-то перспективный грузопоток трасса бы дала деньжат так дала.

А сейчас? Ну хорошо, не сейчас, в 2019-м? Только не говорите мне, что мимо Хабаровска идет огромный поток грузов. Не видел я его.

В сухом остатке — кому выгодно все это дело?

Отвечу предположением.

Проектировщики получат свое за ПСД, подрядчики — освоят неплохие средства (десятки миллиардов рублей, как-никак) на самой стройке. Если мы подождем итогов конкурса, то узнаем, кто они, эти счастливчики, обеспечивающие себя заказами минимум на три года вперед. А еще, кстати, совсем неплохо будет тем, кто сейчас владеет землей, необходимой для строительства — этих счастливчиков мы по именам вряд ли так скоро узнаем, если не приключится вдруг никакого скандала, но они-то тоже — явно есть.

Насчет простых граждан — да и им плохо не станет, по большому-то счету. Дорога-то ведь обходная, что есть, что нет ее, не хочешь платить — не выезжай. Росавтодор положит еще один успешно реализованный проект ГЧП в свою политическую копилку. Заимеет ли общий политический плюс за возведение платной дороги власть, когда пойдет на следующие выборы — вот это вряд ли, не та это история, которой можно похвастаться перед электоратом.

И, знаете, может ведь и чудо случиться. Дорога начнет приносить бешеную прибыль, которой хватит и на ее содержание, и на строительные работы второго-четвертого этапов. Горожане начнут кататься по ней туда-сюда, потому что — а что такое, в конце концов, тысяча рублей в неделю? Понастроят вдоль трассы кафе и баз отдыха. А то и асфальтированные примыкающие.

Вот где надо брать «бесплатный гектар».