SSJ-100 и санкции

Волна санкций Вашингтона в отношении предприятий ВПК России, случившаяся 16 июля (список попавших на английском от U.S. Department Of The Treasury — здесь) породила волну слухов в Хабаровском крае, где «оборонка» — практически единственное, что от промышленности осталось. И в частности, о том, что может «встать» авиазавод в Комсомольске-на-Амуре, а точнее — филиал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», собирающий гордость и красу хабаровской (и российской) авиастроительной промышленности — самолет Sukhoi SuperJet-100. 

Кто-то скажет: стара тема. В августе 2006-го, например, Госдеп объявлял санкции персонально «Сухому» за якобы поставки оружия в Ирак, но американские компании-партнеры проекта SSJ-100 (тогда использовался и термин RRJ) заверили всех, что поставки технологий под санкции не попали. И действительно — не попали. Но то — 2006-й…

А тем же американцам, хочу заметить, есть чему в SSJ-100 помешать. «Поставщиком электрической системы для самолета станет американская Hamilton Sundstrand, аварийно-спасательного оборудования – американская Air Cruiser, вспомогательной силовой установки – американская Honeywell в сотрудничестве с НПО «Салют», топливной системы – Intertechnique (США) совместно с ОАО «Абрис». На RRJ будет установлена тормозная система производства американской корпорации Goodrich, противопожарная система, разработанная компаниями Curtiss Wright (США) и ее «дочкой» Autronics (США), кислородная система компаний B/E Aerospace (США) и ОАО «Респиратор». Интерьером нового самолета будет заниматься американская B/E Aerospace«,— писала в 2006 году газета «Взгляд».

В пятницу директор Комсомольского-на-Амуре авиазавода Александр Пекарш заявил «Ъ», что на предприятии «надеются, что бизнес будет во главе угла, а не политика», и пока санкции на SSJ-100 никак не повлияли (подробнее — сегодня на ленте новостей «Ъ»). Но это — пока.

На поверхности лежат три факта об участии иностранных партнеров в проекте SSJ-100.

1. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», являющееся производителем самолета, на 25% плюс одну акцию принадлежит итальянской Alenia Aermacchi S.p.а. (все остальное — у холдинга «Сухой)

2. Компания SuperJet International, отвечающая за продажи самолета на Западе — совместное предприятие Alenia Aermacchi (51%) и холдинга «Сухой» (49%)

3. Используемые в самолете двигатели SаM146 производит компания PowerJet (Париж) — совместное предприятие французской Snecma и российского НПО «Сатурн»

Но это, конечно, далеко не все.

Согласно данным официального сайта «Сухого», в SSJ-100 есть следующие иностранные комплектующие (и это только основные системы):

Авионика — Thales Group (международная корпорация, штаб-квартира во Франции, вот более подробные данные об авионике для SSJ-100 на официальном сайте компании на английском)
Система управления, системы жизнеобеспечения — Liebherr (международный машиностроительный концерн, штаб-квартира в Швейцарии, официальный сайт — вот)
Шасси — Messier Dowty (сейчас Messier-Bugatti-Dowty, группа Safran, подробнее о тормозах для нашего самолета на официальном сайте на английском — тут)
Топливная система — Intertechnique (Франция, входит в группу Zodiac — сайт здесь)
Интерьер, кислородная система — B/E Aerospace (компания из США, вот более подробная информация о том, что выпускает для SSJ-100)
Противопожарная система — Autronics (входит в Curtiss Wright, США, подробнее о системе для SSJ-100 здесь)
ВСУ — Honeywell (американская корпорация, производящая системы автоматизации и электронного контроля, что производит для SSJ-100 — подробнее на английском языке на сайте компании здесь)
Кресла экипажа — IPECO (британская компания, официальный сайт — вот)
Гидравлическая система — Parker (официальный сайт — здесь)
Система электроснабжения — Hamilton Sundstrand (США, входит в UTC Aerospace Systems, сайт здесь)
Датчики вибрации двигателя — Vibro-Meter (Швейцария, сейчас называется Meggitt S.S., сайт здесь)
Колеса, тормоза — Goodrich (B.F.Goodrich — американский производитель шин не только для самолетов, сайт здесь)

Иллюстрирующая часть картины схема есть на официальном сайте SSJ-100, вот она:

slide-ssj100-system-001

В скобках хочу отметить, что международная кооперация в производстве самолетов — это норма. Например, американский Boeing 787 Dreamliner состоит из деталей, производимых корпорацией, лишь на 35%, остальное — сплошной импорт:

Источник: http://twitter.com/NYCAviation/status/476434895401545730
Источник: http://twitter.com/NYCAviation/status/476434895401545730

Коротко говоря, наш завод КнААЗ (Комсомольск-на-Амуре) делает:
· Сборку ОЧК с механизацией и монтажом систем на все самолеты семейства.
· Сборку центроплана на все самолеты семейства.
· Предварительную стыковку ОЧК с центропланом на все самолеты семейства.
· Отработку механизации крыла на все самолеты семейства.
· Изготовление деталей на фюзеляж и сборку фюзеляжных панелей на все самолеты семейства.
· Сборку фюзеляжа самолетов Superjet , кроме сборки Ф1 и Ф5 с отсеком ВСУ (Ф6).

Новосибирский авиазавод производит:
· Сборку вертикального оперения с рулем направления.
· Сборку горизонтального оперения с рулем высоты.
· Сборку переднего головного отсека (Ф1) и заднего хвостового отсека (Ф5) с отсеком ВСУ (Ф6) на все самолеты семейства

На Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) организовано производство деталей и изделий из полимерных композиционных материалов (ПКМ – 15% стоимости самолета), входящих в состав переднего головного отсека (Ф1), крыла, пилона, оперения, а также деталей, предназначающихся для стыковки планера и окончательной сборки самолета.

Наконец, филиал ЗАО «ГСС» в Комсомольске-на-Амуре делает:
· Стыковку фюзеляжа с крылом и оперением.
· Окончательную сборку самолета и отработку монтажей самолетов.
· Инженерное сопровождение изготовления отсеков на ОАО «КнААПО»
· Контроль и приемку агрегатов, изготавливаемых на ОАО «КнААПО»
· Облет готового самолета и отгрузка заказчику самолетов.

Данные, кстати, взяты из доклада заместителя гендиректора КнААЗ (тогда еще КнААПО) на Дальневосточном международном экономическом форуме.

А теперь вопрос: так сколько везут в Комсомольск-на-Амуре? Открываем отчет ЗАО ГСС за первый квартал 2014 года (последний свежий), читаем: «Доля импорта в 2013 году составила 74%. Альтернативные источники поставок отсутствуют». Из этих 74% на PowerJet S.A., то есть двигатели, пришлось 43%.

За первый квартал картина схожая: 25% материалов и сырья — PowerJet, 16% — Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова (НАЗ, филиал «Сухого»), 9% — ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). «За 3 мес. 2014 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 54%. Альтернативные источники поставок отсутствуют».

Что это значит? Собственно, для данного вывода и не требовались приводить все вышеперечисленные факты — если политика в отношении Запада к России возобладает над бизнесом, нас ждет не только потеря второго «Мистраля», но и остановка проекта SSJ-100. При такой огромной доле международной кооперации это — неизбежно.

Для Хабаровского края это будет означать некоторые проблемы.

Есть такой интересный документ, утвержденный правительством Хабаровского края весной 2014 года. Называется «Инвестиционная стратегия до 2020 года» (можно скачать здесь). Так вот, в стратегии о краевом машиностроении, важнейшей частью которого является КнААЗ, сказано буквально следующее:

Сегодня в крае производство машин и оборудования представлено следующими предприятиями: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина; Комсомольский-на-Амуре филиал закрытого акционерного общества «Гражданские самолеты Сухого»; группа компаний открытого акционерного общества «Дальневосточный завод энергетического машиностроения» (выпуск продукции энергетического машиностроения, кранового, дробеметного и дробеструйного оборудования); открытое акционерное общество «Амурский кабельный завод» (выпуск кабельно-проводниковой продукции); открытое акционерное общество «Хабаровский радиотехнический завод» (ремонт военной спецтехники); федеральное казенное предприятие «Амурский патронный завод «Вымпел» (выпуск патронов).

Среднегодовой рост выручки организаций машиностроительной отрасли края в текущих ценах за 2008 – 2012 гг. составил 12,0 процентов. При этом доля выручки организаций отрасли в совокупной выручке организаций края остается стабильной (за исключением кризисного 2009 года) и составляет 5,0 – 7,0 процентов. Суммарная выручка в 2012 году составила 28,7 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей меньше, чем годом ранее. Налоговые отчисления основных предприятий машиностроения в бюджет края в течение пяти лет были не менее 1,08 млрд. рублей, а в 2012 году увеличились в 1,6 раза к уровню 2008 года и составили 1,73 млрд. рублей. При этом доля машиностроения в общих отчислениях региона снизилась. Среднесписочная численность занятых в отрасли к 2012 году достигла 24,4 тыс. человек, а производительность труда превысила 1,2 млн. рублей на человека в год.

Налоговые отчисления, кажется, не сильно велики: на все машиностроение — лишь 1,73 млрд рублей. Однако все, как известно, относительно. За 2012 год краевой бюджет, согласно данным минфина региона, получил 47,94 млрд руб. налоговых доходов. Крупные организации дают два основных налога: на прибыль и на имущество. Налог на прибыль организаций в 2012 году дал 15,36 млрд рублей, налог на имущество организаций — 6,34 млрд рублей.

Как видно, здесь есть, что терять, если SSJ-100 прикажет долго жить. Тем более что краевой бюджет на 2014 год корректируется в сторону уменьшения налоговых доходов (про это недавно писали в «Ъ»).