Партийного корни

Партийная пресса — понятие, конечно, достаточно условное.

Разумеется, реготделения всех четырех парламентских партий («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР) в Хабаровском крае имеют собственные печатные СМИ. Некоторые функционируют с 2000-х, некоторые — зарегистрированы только в 2013 году (подробнее о каждом — ниже). Но их функции достаточно узки. Наиболее массовая, активная и дорогостоящая агитация ведется отнюдь не через эти газеты, которые (наверное, не будет преувеличением так сказать) читают только партийцы. Особенно ясно это видно в период агитационных кампаний.

Каковы объемы данного сегмента рынка СМИ? Оценить непросто. Последняя масштабная агиткампания на территории Хабаровского края проходила в 2011 году, когда голосовали за региональные группы партсписков на выборах депутатов Госдумы. Помните: широко разрекламированные совместные (и первые подобные) праймериз «Общероссийского народного фронта» и единороссов, визиты в Хабаровск кандидатов в депутаты и лидеров партий, более или менее изобретательная агитация — с прицелом именно на Дальний Восток.

По моему мнению, кампанию 2012-го отнести к региональным уже нельзя: кандидат там был, как ни крути, общероссийский. А все остальные кампании, проходившие в Хабаровском крае, были слишком локальными. Поэтому ориентироваться в региональной агитации, я полагаю, нужно именно на 2011 год. 2013-й с его одновременными выборами губернатора Хабаровского края и мэра Хабаровска — еще впереди.

Теперь конкретно о финансах.

Партии отчитываются о поступлениях и расходовании средств перед избиркомами ежеквартально, а также по итогам кампаний. Разумеется, у партий есть право на бесплатную агитацию в государственных (краевых) СМИ. Поэтому речь только о той агитации, за которую партии платят. Наиболее показательна здесь, я думаю, «Единая Россия» (по крайней мере, она тратит на агитацию больше всех — это факт).

er-2011На думскую кампанию в Хабаровском крае, согласно итоговому финансовому отчету реготделения «Единой России», было потрачено 34 млн руб. Казалось бы, неплохая сумма. Но…

Примерно 51% от этих средств пошел на изготовление печатной агитационной продукции (грубо говоря — баннеров, листовок и плакатов). Еще 42% — на агитацию через телевидение и радио. На долю редакций печатных СМИ досталось чуть более 991 тыс. руб. — всего лишь 3% от затраченных единороссами средств.

Структура предвыборных расходов других партий с этой точки зрения для газет еще более печальна. Реготделение «Справедливой России», например, по данным отчета, потратило на кампанию 2011 года 1,599 млн руб. При этом 1,51 млн руб. партийцы направили на печатную агитпродукцию, а на агитацию через редакции печатных СМИ — ровно ноль рублей.

Почему так? Все логично: с точки зрения агитации гораздо эффективнее напечатать листовки (ни одна газета не даст такие тиражи) и покрутиться на ТВ (охват, опять же, газетам повторить не под силу). А газета — это для вялотекущей работы, на которую у многих партий средств просто не хватает.

И тем не менее, к настоящему дню каждая краевая партийная ячейка «парламентской четверки» завела свою газету (собственные сайты, а не просто вкладки на общероссийских порталах партий, у большинства появились еще раньше). Значит, определенный смысл в этом они видят. Вопрос в другом: сколько готовы вкладывать?

О примерных расходах партий на свою деятельность можно судить по отчетности перед краевым избиркомом. Например, во втором квартале 2011 года все реготделения (на тот момент их, напомню, было семь) в сумме потратили 9,7 млн руб. В четвертом квартале 2012-го партии потратили 11,9 млн руб. (на 30 сентября прошлого года реготделений было уже 23). Разбивки по партиям избирком не дает. Но, очевидно, большая часть этих расходов также приходится на реготделение «Единой России». И, что тоже очевидно — большая часть расходов уходит вовсе не на печатные СМИ.

Вместе с тем, понятно, что затраты на партийную прессу, как и на деятельность партий вообще, могут производиться и через альтернативные источники (не только через партийную кассу). Ведь некоторые руководители партийных ячеек — соучредители успешно функционирующего бизнеса. И газеты-сайты своих реготделений они, вероятно, также не отказались бы видеть как бизнес. Вот только превратить их в бизнес — довольно сложно (если помнить о том, что партия — это вообще-то структура для завоевания власти, а не для получения прибыли).

Все сведения, приведенные ниже, как и в моих предыдущих заметках на тему СМИ (Электронного корни и Радийного корни), взяты из абсолютно открытых источников. И — только факты.

Реготделение КПРФ: «Народный АВАНГАРД Хабаровского края»

nar-avangard37С официальным СМИ хабаровских коммунистов связана, судя по всему, какая-то история, поскольку с января 2005 года в регионе выпускалась газета «Народный авангард». Учредителем данного СМИ, по данным реестра Роскомнадзора, был Сергей Александрович Присяжнюк. Судя по PDF-версии газеты за январь 2011 года, размещенной на сайте реготделения КПРФ, печаталась она в типографии ИД «Гранд Экспресс» тиражом в 3 тыс. экземпляров.

Но 26 августа 2011 года лицензию получило СМИ под названием «Народный АВАНГАРД Хабаровского края», зарегистрированное уже не на физлицо, а на реготделение КПРФ. По верстке издания очень похожи. На официальном сайте управления Роскомнадзора по ДФО сообщалось, что учредитель новой газеты «планирует издавать свою еженедельную газету тиражом до 250000 экземпляров».

nar-avangardМежду тем, судя по информации на официальном сайте реготделения (страничка газеты — здесь), газета выходит отнюдь не с такой завидной периодичностью. Последняя выложенная PDF-версия СМИ сообщает, что номер от 18 октября 2012 года был десятым за год и 51-м за всю историю газеты. Путем нехитрых арифметических операций можно вычислить, что издание вроде бы ежемесячное.

Домен kprf27.ru, по данным сервиса Whois, зарегистрирован 11 августа 2009 года. Администрирует его Habarovskoe kraevoe otdelenie politicheskoj partii Kommunisticheskaja partija RF. Хабаровское краевое отделение КПРФ возглавляет первый секретарь крайкома Громов Александр Павлович. Соучредителем или руководителем каких-либо коммерческих предприятий господин Громов не значится.

Реготделение «Единой России»: «Хабаровское время»

habvremya-shapkaГазета «Хабаровское время», по данным реестра Роскомнадзора, зарегистрирована 23 мая 2008 года на двух соучредителей: хабаровское реготделение «Единой России» и «спонсорскую» структуру партии власти — Хабаровский региональный общественный фонд поддержки Всероссийской политической партии «Единая Россия». Секретарем регионального политсовета единороссов является спикер краевого парламента Сергей Хохлов, каких-либо коммерческих структур, судя по данным ЕГРЮЛ, ему не принадлежит.

Что касается фонда. Есть, кстати, аналогичный городской фонд, который в качестве президента возглавляет недавно вышедший в публичную политику (как соперник Вячеслава Шпорта по губернаторским праймериз, писал об этом здесь — http://badget.ru/vlast/soperniki-shportu.html) глава совета директоров ОАО «Дальэнергомаш» Петр Бойчук. Краевой фонд, по данным ЕГРЮЛ, возглавляет Евгений Орлов — управляющий филиалом ОАО ВТБ в городе Хабаровске, соучредитель Хабаровского реготделения «Союза машиностроителей России». Среди учредителей фонда-юрлиц — аналогичная общероссийская организация, Межрегиональный общественный фонд поддержки партии власти. Среди учредителей-физлиц — несколько известных в крае единороссов.

На конец 2011 года, по данным отчетности перед Росстатом, активы фонда составляли 13,773 млн руб. Выручка-прибыль, как и положено общественной организации — по нолям. По данным на официальном сайте партии «Единая Россия» (сводный финансовый отчет перед Центризбиркомом на 148 страницах можно найти здесь), за 2011 год в адрес регионального фонда поступило более 41,5 млн руб.

Правда, существенные траты, судя по отчету, пошли отнюдь не на СМИ: к примеру, более 5,43 млн руб. было потрачено 16 июня 2011 года на расширенное заседание политсовета реготделения, еще более 5,37 млн руб. — на аналогичное мероприятие 8 сентября 2011 года. Всего на деятельность единороссов в Хабаровском крае, как следует из отчета, за год было израсходовано более 19,8 млн руб.

habvremya-nizСудя по выходным данным «Хабаровского времени», его официальный сайт до 2012 года располагался там же, где и официальный сайт регионального отделения «Единой России» — на домене erdv.ru (страница газеты — здесь). Домен был зарегистрирован 13 сентября 2007 года, администрирует его физлицо.

Если ориентироваться по новостной ленте, сайт в последний раз обновлялся 2 февраля 2012 года, после чего, как известно, реготделение в рамках централизации новостной работы партии «переехало» на новый поддомен — khabarovsk.er.ru (администрирует, естественно, сама партия власти).

Издателем «Хабаровского времени», судя по выходным данным спецвыпуска за сентябрь 2011 года (более свежие PDF-версии газеты лично мне найти в свободном доступе в Сети не удалось), является хабаровское ООО «Амурпресс». О данном предприятии, принадлежащем хабаровскому журналисту Олегу Кульгину, я уже писал в http://badget.ru/smi/e-korni.html, повторяться не буду.

«Справедливая Россия»: «Моя ИНТЕРЕСНАЯ газета (МИГ)»

migПечатное СМИ под таким названием, по данным реестра Роскомнадзора, 18 мая 2012 года учредило ЗАО «Издательский дом «Возрождение»». Домен gazetamig.ru, зарегистрированный 26 июля 2012 года, по данным сервиса Whois, администрирует ID Vozrozhdeniye.

По данным ЕГРЮЛ, у ЗАО «Издательский дом «Возрождение»» с уставным капиталом в размере 35 тыс. руб. три соучредителя. Реготделению «Справедливой России» принадлежит 20% капитала (7 тыс. руб.), ООО «Фирма «Бо-Во-Ше»» — 75% (26,25 тыс. руб.), директору предприятия, пресс-секретарю справороссов Ольге Чугуновой — 5% (1750 руб.).

mig-nizПо 19% ООО «Фирма «Бо-Во-Ше»» (учреждено в 2002 году, уставный капитал — 60 тыс. руб.) владеют: председатель совета реготделения справороссов Сергей Ящук, его брат Владимир Ящук, Бондаренко Геннадий Федорович и Шумович Павел Борисович. Еще 24% ООО принадлежит ОАО «Хабаровскавтотехобслуживание» (ХАТО). Последнее, согласно данным ЕГРЮЛ, имеет уставный капитал в размере 4,53 млн руб. По итогам 2010 года компания получила более 21,8 млн руб. чистой прибыли.

Сергей Анатольевич Ящук, по данным ЕГРЮЛ, является соучредителем целого ряда работающих в Хабаровске ЗАО и ООО, в том числе ЗАО «Фоксэль» и «Серебряный родник» (поставки питьевой воды), ЧОП «Ермак» и ООО «Абриколь» (развлекательный комплекс). Поскольку господин Ящук был избран депутатом краевой думы, большинство компаний возглавляет его брат Владимир.

ЛДПР: «ЛДПР-27 регион»

ldprРеготделение Либерально-демократической партии обладает самым молодым собственным СМИ: по данным реестра Роскомнадзора, газета под названием «ЛДПР-27 регион» была зарегистрирована 10 января 2013 года. Учредитель — региональное отделение партии, из интересных особенностей — заявленные языки издания: сразу и русский, и английский. Домен ldpr27.ru, используемый хабаровскими либерал-демократами, зарегистрирован 21 января 2011 года, администрирует его физлицо.

Как сказано на сайте реготделения, партячейку возглавляет Мистрюков Николай Владимирович — экс-депутат законодательной думы Хабаровского края, директор ООО «Дальпромснаб». Ранее координатором, как указано в ЕГРЮЛ, был депутат Госдумы от региона Фургал Сергей Иванович — он продолжает оставаться депутатом, курирующим в партии Хабаровский край (а неофициально — и весь Дальний Восток). Фракцию ЛДПР в законодательной думе Хабаровского края возглавляет брат Сергея Фургала Вячеслав.

Господа Мистрюков и Фургал являются соучредителями ряда коммерческих предприятий в Хабаровском крае.

В частности, им в равных долях принадлежат:
— ООО «Алькума» (зарегистрировано в 2000 году, уставный капитал — 10 тыс. руб., основной ОКВЭД — 74.84, предоставление прочих услуг),
— ООО «Производственная компания «Хабаровскметаллторг»» (2002 год, 709,7 тыс. руб., 37.10.1 — обработка отходов и лома черных металлов),
— ООО «Дальпромснаб» (2003 год, 10 тыс. руб., 70.20.1 — сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества),
— ООО «МиФ-ДВ» (2004 год, 10 тыс. руб., 51.7 — прочая оптовая торговля).

Николай Мистрюков также владеет 50% ООО «Сталком» (уставный капитал — 20 тыс. руб., ОКВЭД 37.10.1) и по 100% следующих компаний:
— ООО «Торэкс» (зарегистрировано в 2007 году, уставный капитал — 1 млн руб., основной ОКВЭД — 37.10.1),
— ООО «Хабаровский электросталеплавильный завод» (2011 год, 10 тыс. руб., 27.14 — производство стали).

Все эти данные, как мне кажется, помогают четко понять о партийных печатных СМИ три вещи:
— они были, есть и будут глубоко дотационны,
— при этом тратить на них сколь-либо серьезные средства партии никогда не решались (хотя они и есть),
— соответственно, такие СМИ просто обречены на положение «макулатуры для своих» (никого обидеть не хочу).

Возможно, так оно и надо.

1 ГолосовГолосовать
Twitter

Комментарии

  1. […] в компаниях группы ему по-прежнему принадлежат, писал здесь). Правда, он лидер фракции «Справедливой России», […]