Понятно, что тираж — это, с одной стороны, информация совершенно открытая (указывается в обязательном порядке на каждом экземпляре печатного СМИ). С другой стороны, о том, насколько заявленная цифра тиража реальна, знают только в службе распространения и типографии. Рекламодатель все-таки платит за число контактов, поэтому завышение тиража — самый простой способ обоснования завышенной цены за рекламу. В соседней Еврейской автономии много откликов в конце этой недели вызвала новость EAOMedia о том, что два издания заподозрены УФАС в завышении тиражей, дело будет рассматриваться 27 июня.
Маркетинговые исследования опираются на показатель Average Issue Readership (AIR) — усредненной аудитории изданий (в городах с населением от 100 тыс. человек, учитываются лица старше 16 лет). Но такие исследования стоят недешево. И их результаты, соответственно, бесплатно не раздаются. В открытом доступе несложно найти лишь старые данные. Например, у TNS Gallup Media было исследование National Readership Survey с разбивкой по городам. Общедоступна статистика эпохи до кризиса СМИ — за май-октябрь 2008 года.
Итак, господа издатели, вспомните — со светлой грустью:)
Ежедневные издания тогда имели:
№ | Издание | AIR, тыс. чел. | AIR, % |
---|---|---|---|
1 | Тихоокеанская звезда | 42.5 | 8.6 |
2 | Приамурские ведомости | 18.1 | 3.7 |
3 | Комсомольская Правда | 17.6 | 3.6 |
4 | Российская газета | 8.6 | 1.7 |
5 | Советский спорт | 8.5 | 1.7 |
6 | Московский Комсомолец | 7.0 | 1.4 |
7 | Спорт-Экспресс | 5.8 | 1.2 |
8 | Известия | 5.5 | 1.1 |
Есть и более ранние данные, за декабрь 2007 — апрель 2008:
№ | Издание | AIR, тыс. чел. | AIR, % |
---|---|---|---|
1 | Тихоокеанская звезда | 48.7 | 9.8 |
2 | Хабаровские вести | 25.4 | 5.1 |
3 | Приамурские ведомости | 15.0 | 3.0 |
4 | Комсомольская Правда | 13.2 | 2.7 |
5 | Российская газета | 8.9 | 1.8 |
6 | Советский спорт | 7.4 | 1.5 |
7 | Московский Комсомолец | 6.8 | 1.4 |
8 | Ведомости | 6.7 | 1.3 |
9 | Коммерсантъ | 5.4 | 1.1 |
Для сравнения — еженедельные издания за май-октябрь 2008 (первая 30-ка, многих из фигурантов уже «нет в живых»):
И ежемесячные издания (первые 25):
Есть еще достаточно интересное исследование Expedition Media о ситуации на рынке печатных СМИ Хабаровского края в 2007 году (почитать можно, например, здесь).
Цитата оттуда:
«Периодичность выхода хабаровских «ежедневок» — от трех раз в неделю. Чаще других (в пятиразовом режиме) выпускается старейшая газета края «Тихоокеанская звезда» (выходит с 1920 г.). Она же имеет самый большой тираж из вышеперечисленных СМИ. По информации, полученной в редакциях, тиражи составляют: «Тихоокеанская звезда» — 34-42 тыс. экз., «Хабаровские вести» в зависимости от дней выхода — 5,5 и 28 тыс. экз., «Приамурские ведомости» — 9,7 и 20 тыс. экземпляров. «Приамурские ведомости» делают ставку на распространение в крае. Значительная часть тиража «Тихоокеанской звезды» (до 92%) и «Хабаровских вестей» (около 80%) реализуется в краевом центре. Хабаровские «ежедневки» читают и в соседних территориях — Еврейской автономной области (ЕАО) и Приморье».
Из интересного в исследовании есть еще пара моментов. Например, заявление Станислава Алексеевича Глухова о том, что он собирается превращать «Хабаровский экспресс» в ежедневку. До сих пор — не превратил:)
И вот еще (о нашем сегменте — как мало в нем изменилось с 2007-го!):
««Попытки открыть ежедневную деловую газету ничем не закончились. Деловая активность в Хабаровске недостаточно развита, востребованности в солидной регулярной газете пока нет»,— констатирует Олег Кульгин. Сегодня в крае помимо федерального «Коммерсанта» с дальневосточной вкладкой и владивостокской газеты «Золотой рог» действует одна местная деловая газета — «Дальневосточные бизнес-вести» (5 тыс. экз., выходит ежемесячно, с 2002 г.). Газета позиционируется как издание для среднего и высшего управленческого звена, предпринимателей, активных представителей среднего класса, политических кругов. Распространяется, в основном, в Хабаровском крае, практикуется адресная рассылка по крупным предприятиям, администрациям субъектов ДФО. Как сообщил Евгений Николенко, генеральный директор ООО «Дальневосточные бизнес-вести», сейчас газета выходит в Приморский край, в планах — покрытие всего Дальнего Востока».
В общем, не берусь судить, как там дела у журналов. Но у ежедневных газет аудитория с 2007-2008 годов, подозреваю, упала — не в последнюю очередь благодаря усилиям новостников в Сети. Поэтому все ежедневки стараются развивать собственные сайты и подконтрольные сетевые проекты. По мере сил:)