Ушел тираж

Понятно, что тираж — это, с одной стороны, информация совершенно открытая (указывается в обязательном порядке на каждом экземпляре печатного СМИ). С другой стороны, о том, насколько заявленная цифра тиража реальна, знают только в службе распространения и типографии. Рекламодатель все-таки платит за число контактов, поэтому завышение тиража — самый простой способ обоснования завышенной цены за рекламу. В соседней Еврейской автономии много откликов в конце этой недели вызвала новость EAOMedia о том, что два издания заподозрены УФАС в завышении тиражей, дело будет рассматриваться 27 июня.

Маркетинговые исследования опираются на показатель Average Issue Readership (AIR) — усредненной аудитории изданий (в городах с населением от 100 тыс. человек, учитываются лица старше 16 лет). Но такие исследования стоят недешево. И их результаты, соответственно, бесплатно не раздаются. В открытом доступе несложно найти лишь старые данные. Например, у TNS Gallup Media было исследование National Readership Survey с разбивкой по городам. Общедоступна статистика эпохи до кризиса СМИ — за май-октябрь 2008 года.

Итак, господа издатели, вспомните — со светлой грустью:)

Ежедневные издания тогда имели:

Издание AIR, тыс. чел. AIR, %
1 Тихоокеанская звезда 42.5 8.6
2 Приамурские ведомости 18.1 3.7
3 Комсомольская Правда 17.6 3.6
4 Российская газета 8.6 1.7
5 Советский спорт 8.5 1.7
6 Московский Комсомолец 7.0 1.4
7 Спорт-Экспресс 5.8 1.2
8 Известия 5.5 1.1

Есть и более ранние данные, за декабрь 2007 — апрель 2008:

Издание AIR, тыс. чел. AIR, %
1 Тихоокеанская звезда 48.7 9.8
2 Хабаровские вести 25.4 5.1
3 Приамурские ведомости 15.0 3.0
4 Комсомольская Правда 13.2 2.7
5 Российская газета 8.9 1.8
6 Советский спорт 7.4 1.5
7 Московский Комсомолец 6.8 1.4
8 Ведомости 6.7 1.3
9 Коммерсантъ 5.4 1.1

Для сравнения — еженедельные издания за май-октябрь 2008 (первая 30-ка, многих из фигурантов уже «нет в живых»):

0114

И ежемесячные издания (первые 25):
0115

Есть еще достаточно интересное исследование Expedition Media о ситуации на рынке печатных СМИ Хабаровского края в 2007 году (почитать можно, например, здесь).

Цитата оттуда:
«Периодичность выхода хабаровских «ежедневок» — от трех раз в неделю. Чаще других (в пятиразовом режиме) выпускается старейшая газета края «Тихоокеанская звезда» (выходит с 1920 г.). Она же имеет самый большой тираж из вышеперечисленных СМИ. По информации, полученной в редакциях, тиражи составляют: «Тихоокеанская звезда» — 34-42 тыс. экз., «Хабаровские вести» в зависимости от дней выхода — 5,5 и 28 тыс. экз., «Приамурские ведомости» — 9,7 и 20 тыс. экземпляров. «Приамурские ведомости» делают ставку на распространение в крае. Значительная часть тиража «Тихоокеанской звезды» (до 92%) и «Хабаровских вестей» (около 80%) реализуется в краевом центре. Хабаровские «ежедневки» читают и в соседних территориях — Еврейской автономной области (ЕАО) и Приморье».

Из интересного в исследовании есть еще пара моментов. Например, заявление Станислава Алексеевича Глухова о том, что он собирается превращать «Хабаровский экспресс» в ежедневку. До сих пор — не превратил:)

И вот еще (о нашем сегменте — как мало в нем изменилось с 2007-го!):
««Попытки открыть ежедневную деловую газету ничем не закончились. Деловая активность в Хабаровске недостаточно развита, востребованности в солидной регулярной газете пока нет»,— констатирует Олег Кульгин. Сегодня в крае помимо федерального «Коммерсанта» с дальневосточной вкладкой и владивостокской газеты «Золотой рог» действует одна местная деловая газета — «Дальневосточные бизнес-вести» (5 тыс. экз., выходит ежемесячно, с 2002 г.). Газета позиционируется как издание для среднего и высшего управленческого звена, предпринимателей, активных представителей среднего класса, политических кругов. Распространяется, в основном, в Хабаровском крае, практикуется адресная рассылка по крупным предприятиям, администрациям субъектов ДФО. Как сообщил Евгений Николенко, генеральный директор ООО «Дальневосточные бизнес-вести», сейчас газета выходит в Приморский край, в планах — покрытие всего Дальнего Востока».

В общем, не берусь судить, как там дела у журналов. Но у ежедневных газет аудитория с 2007-2008 годов, подозреваю, упала — не в последнюю очередь благодаря усилиям новостников в Сети. Поэтому все ежедневки стараются развивать собственные сайты и подконтрольные сетевые проекты. По мере сил:)