Че за ТОР

Начало недели опять подняло в СМИ тему территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, или ТОР). Мы тоже не остались в стороне (здесь и здесь). Но самое интересное в ТОРах — до сих пор толком не понятно, а что же это за чудо будет такое. Говорят: будут налоговые льготы — а какие? Будут изъятия из действующих регламентов и порядков — а какие? Для попадания под категорию ТОР площадка должна соответствовать жестким критериям — а каким? Сегодня попали в руки тезисы доклада главы Минвостокразвития Александра Галушки. Поэтому — могу попробовать ответить.

Для начала — вот часть тезисов, посвященная ТОРам (озвучивались Александром Сергеевичем Галушкой на заседании коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока, 23 июня 2014 года, Владивосток):

tor-na-schemeМинвостокразвития России разработан проект Федерального закона «О территориях социально-экономического развития», который находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. В рамках проекта Закона предусмотрены требования к созданию территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР), финансированию создания инфраструктуры, прекращению существования, управлению, особенностям регулирования отдельных отношений на ТОСЭР. Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока 24 октября 2013 года одобрено создание конкурентоспособных территорий опережающего развития для реализации новой модели социально-экономического развития Дальнего Востока.

Для отнесения территорий к ТОСЭР необходимо определить потенциал и возможности социально-экономического развития на этих территориях. Минвостокразвития России проанализирован международный опыт создания территорий опережающего развития в странах азиатско-тихоокеанского региона, на его основании разработаны критерии отнесения отдельных территорий субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, к ТОСЭР.

С учетом имеющихся различий и специфики территорий необходим максимально гибкий механизм отбора ТОСЭР. Ключевым критерием, отнесения отдельных территорий к ТОСЭР, является спрос инвесторов на размещение инвестиционных проектов на ТОСЭР. Спрос характеризуется:
— наличием (количеством) потенциальных инвесторов;
— подтвержденным объемом заявленных инвестиций потенциальных инвесторов.
Дополнительными критериями, определяющими конкурентоспособность ТОСЭР являются:
— местоположение;
— инженерно-технические характеристики земельных участков;
— наличие (близость) транспортной и инженерной инфраструктуры;
— характеристики инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры (доступные и требуемые мощности);
— стоимость создания транспортной и инженерной инфраструктуры;
— наличие (близость) трудовых ресурсов;
— права на земельные участки и ограничения прав.

Перечень критериев отнесения отдельных территорий субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, к ТОСЭР и их наиболее конкурентоспособные значения приведены в Приложении 1. Критерии рассмотрены субъектами Российской Федерации Дальнего Востока и использовались для выбора потенциальных площадок ТОСЭР.

Минвостокразвития России совместно с субъектами Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, муниципальными образованиями, инвесторами, инициаторами проектов и частными собственниками земельных участков проведен поиск и отбор площадок под ТОСЭР. В ходе работы установлено, что площадки под ТОСЭР различаются масштабом территории, специализацией, требованиями к ресурсному, инженерному и энергетическому обеспечению и ориентированностью на различные рынки и виды деятельности. Часть ТОСЭР должны иметь большие площади и предназначены для размещения прежде всего международных компаний, ориентированных на глобальные рынки. Другие ТОСЭР имеют меньшие размеры, ориентируются на размещения компаний, работающих, прежде всего, на рынок России или Дальневосточного федерального округа.

Минвостокразвития России разделило ТОСЭР по масштабу деятельности на международные и региональные.

В результате собрана информация по 38 площадкам, рассматриваемым в качестве потенциальных ТОСЭР:
tor-na-karteРеспублика Саха (Якутия) — 3
Еврейская автономная область — 3
Чукотский автономный округ — 0
Приморский край — 9
Камчатский край — 3
Хабаровский край — 11
Магаданская область — 4
Амурская область — 2
Сахалинская область — 3
В результате поиска территорий был составлен, совместно с субъектами Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, перечень из 14 ТОСЭР, имеющих наибольший потенциал для развития и соответствующих критериям:
«Базальт-новые технологии», Республика Саха (Якутия);
«Северный мир», Республика Саха (Якутия);
«Камчатка», Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский;
«Ракитное», Хабаровский край, Хабаровский район, село Ракитное;
«Ванино–Советско-Гаванский», Хабаровский район, Ванинский и Советско-Гаванский районы;
«Комсомольск», Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре;
«Надеждинский», Приморский край, Надеждинский район, п. Новый;
«Зарубино», Приморский край, Хасанский район, пгт Зарубино;
«Остров Русский», Приморский край, г. Владивосток, остров Русский;
«Михайловский», Приморский край, Михайловский район, с. Михайловка;
«ВНХК», Приморский край, Партизанский муниципальный район, падь Елизарова;
«Белогорск», Амурская область, г. Белогорск;
«Екатеринославка», Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка;
«Смидовичский», Еврейская автономная область, Смидовичский район, с.Волочаевка-1, с. Даниловка.

Поиск и выбор площадок, соответствующих критериям отнесения отдельных территорий к ТОСЭР, в Чукотском автономном округе, Сахалинской и Магаданской областях продолжается.

Для создания ТОСЭР необходимо:
— принятие федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития»;
утверждение перечня ТОСЭР распоряжением Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока с возможностью его последующего уточнения;
— проведение технического, правового, экономического аудита возможности создания на отобранных площадках ТОСЭР;
— разработка концепций создания и развития отобранных ТОСЭР,
— разработка мастер-планов отобранных ТОСЭР;
— разработка технико-экономических обоснований и финансовых моделей развития отобранных ТОСЭР;
— разработка проектно-сметной документации на необходимую транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру ТОСЭР;
— разработка программ продвижения ТОСЭР и привлечения резидентов и инвесторов;
строительство инфраструктуры ТОСЭР;
— подбор и организация работы управляющих компаний ТОСЭР по размещению резидентов и оказанию им сервисных услуг.

Для выполнения этих работ необходимо дополнительное финансирование из федерального бюджета в объеме 69,166 млрд. рублей. Финансирование предусматривается проектом Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», которая 30 апреля 2014 года направлена на согласование в федеральные органы исполнительной власти.

Это общее положение дел. Теперь об ожиданиях. Вот такими по сравнению со странами АТР видят условия деятельности в ТОРах в Минвостокразвития:

tor-privlekatelnost

Критерии отнесения площадки к ТОР показывают, что в Минвостокразвития считается оптимальным условием для старта. В зависимости от статуса ТОР критерии несколько различаются:

Международная Региональная
≥ 3 потенциальных резидентов (инвесторов)
Удаленность участка площадки, в км:
— от центра субъекта РФ ≤ 30,
— от автомагистралей федерального значения ≤ 10,
— от ближайшей грузовой железнодорожной станции ≤ 5,
— от ближайшего незамерзающего морского порта или глубоководной бухты ≤ 20,
— от международного аэропорта ≤ 100,
— численность населения в радиусе 30 км ≥ 50 тыс. чел.
Сети и объекты инфраструктуры:
— газ ≥ 3,6 млн. куб. м/сутки,
— электроэнергия  ≥ 20 МВт,
— перепад высот не более 5 м. на 100 м. длины,
— грунт — песчаный, глинистый, скалистый (полностью исключается торфяной)
Площадь ≥ 600 га с учетом возможности расширения
Возможные к размещению классы опасности производств на площадке — 1-5
Без: возможности затопления во время паводка, водоохранной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, близости к природным заповедникам, охранным зонам инженерных коммуникаций
≥ 3 потенциальных резидентов (инвесторов)
Удаленность участка площадки, в км:
— от автомагистралей и автодорог ≤ 3,
— от ближайшей железнодорожной станции ≤ 3,
— численность населения в радиусе 30 км ≥ 50 тыс. чел.
Сети и объекты инфраструктуры:
— газ ≥ 180 тыс. куб. м/сутки,
— электроэнергия  10 МВт,
— перепад высот не более 2-3 м
— грунт — песчаный, глинистый, скалистый (полностью исключается торфяной)
Без: возможности затопления во время паводка, водоохранной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, близости к природным заповедникам, охранным зонам инженерных коммуникаций, отсутствие обременений
Площадь ≥ 50 га
Возможные к размещению классы опасности производств на площадке — 1-5
Права собственности — государственная, муниципальная, частная
Категории земель: сельскохозяйственного назначения; поселений; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения; особо охраняемых природных территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда; запаса
Удельные инвестиции в создание всех типов инженерной и транспортной инфраструктуры площадки ≤ 15 млн. руб./га

Критерии нормальные — все эти расстояния в километрах до транспортных узлов и обеспеченность инфраструктурой дают надежду на то, что продукция ТОРов сможет не только производиться, но и сбываться. К тому же на этих самых площадках, кроме подведенного газа, будут и особые условия действия регламентов и правил (какие именно, писали как-то в „Ъ“).

А теперь вопрос. Под кого все это заточено? Табличку со сравнением условий ведения бизнеса для стран АТР для кого рисовали? Правильно: для иностранных инвесторов. А что у нас там с иностранными резидентами ТОРов?

Позволю себе опять процитировать тезисы доклада Александра Галушки. Цитата будет длинная, но цифры и факты интересные — многие думают, что Минвостокразвития не работает, а оно — совсем наоборот, одних консультаций провело тонны:)).

Сотрудничество со странами АТР

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются приоритетом для Дальневосточного Федерального округа, ввиду того, что являются самым быстрорастущим целевым рынком товаров и услуг, а также приоритетным регионом для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Дальний Восток нуждается в существенном притоке инвестиций, которые невозможно обеспечить только из российских источников.

a. Удвоить ВРП Дальнего Востока за 10 лет — это значит привлечь 3,2 трлн. рублей частных инвестиций дополнительно к тем средствам, которые в среднем ежегодно вкладываются в экономику округа и поддерживают текущее воспроизводство основных фондов.

b. Текущий объем инвестиций в основной капитал по данным за 2013 год составил 814 млрд. рублей или 80,5% по отношению к 2012 году.

c. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока составил в прошлом году 2,4 млрд. долларов США (но только часть из них, является инвестициями в основной капитал).

d. Таким образом, в настоящее время 90% капиталовложений на Дальнем Востоке осуществляется за счет российских источников.

Необходимо отметить, что экспортно-ориентированная модель невозможна без привлечения прямых иностранных инвестиций. Российских производителей несырьевых товаров, как правило, никто не ждет на зарубежных рынках. Приход иностранных инвесторов с проектами глубокой переработки российских ресурсов откроет окно возможностей, в том числе и для российских инвесторов.

ПИИ — это дополнительный существенный источник ресурсов для развития российского Дальнего Востока:

Объемы ПИИ в мире вернулись к докризисным значениям. В 2013 году мировой рынок ПИИ увеличился на 11%, достигнув $1461 млрд. АТР является абсолютным мировым лидером в привлечении ПИИ. $757 млрд. или 52% от общемирового объема ПИИ приходится на АТСЭС (Азиатско Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество).

Практический результат привлечения ПИИ в АТР — это реализация 37401 проектов создания новых производственных мощностей. Одновременно АТР абсолютный мировой лидер как источник ПИИ. $7681 млрд. или 56% от общемирового объема ПИИ приходится на АТЭС.

Благодаря офшорной экономике Россия в целом занимает заметное место на рынке ПИИ. В 2013 году Россия впервые вышла на третье место в мире по объёму привлечённых прямых иностранных инвестиций — $94 млрд. В 2012 году страна занимала по этому показателю 9 место.

Инвестиционный потенциал российского Дальнего Востока реализуется недостаточно. В 2013 году в экономику Дальнего Востока было вложено всего $2,4 млрд. прямых иностранных инвестиций и их доля в АТР при округлении равна 0%. Всего 2,5%4 ПИИ, пришедших в Российскую Федерацию, вложено на Дальнем Востоке. Значительное внешнеторговое сотрудничество Дальнего Востока с АТР не трансформируется в инвестиционное сотрудничество, как это очень часто происходит в других регионах. Импортозамещение не работает. В географической структуре накопленных прямых инвестиций в Дальневосточном федеральном округе на долю стран АТР приходится всего 6,9% (1,16 $млрд.).

По определению, основным источником ПИИ в мире являются транснациональные корпорации — большие, средние и маленькие. Иностранные инвестиции приветствуются на Дальнем Востоке. Российский Дальний Восток должен активно включиться в конкурентную борьбу за привлечение инвесторов из АТР.

Развитые и развивающиеся страны мира жестко конкурируют за привлечение ПИИ.

a. Почему страны конкурируют за ПИИ? Эксперты Всемирного Банка утверждают, что ПИИ способствуют:
i. Созданию качественно новых рабочих мест и повышению зарплаты;
ii. Формированию конкурентоспособной промышленности
iii. Привлечению компетенций международного уровня
iv. Развитию местных поставщиков
v Интеграции в мировую экономику
Формированию диверсифицированной и стабильной налоговой базы
Привлечение инвестиций – это реализация (продажа) возможностей
Помимо создания привлекательных условий для инвесторов большинство стран мира ведут проактивную политику по «продаже»-продвижению этих условий инвесторам:
189 стран мира создали агентства по привлечению инвестиций
83% инвесторов обращаются в страновые и региональные агентства по привлечению инвестиций

Существуют опасения в экономической безопасности привлечения ПИИ на Дальний Восток России, транслируемые некоторыми федеральными органами исполнительной власти, региональными администрациями. В частности, в отношении китайских инвестиций в сельское хозяйство, жилищное строительство и энергетику. Российская Федерация сегодня должна конкретно и ясно определить инвесторам правила игры на Дальнем Востоке. «На бумаге» существенных ограничений нет, но инвесторы чувствуют ограничения и говорят о них. Именно этому вопросу было посвящено совещание у Председателя Правительства России 12 мая 2014 года.
Опасения в экономической безопасности иностранных инвестиций пришли к нам из спекулятивного представления о ПИИ как инструменте колонизации. Что по этому поводу сказал руководитель Сингапура Ли Кван Ю много лет назад: «Мы должны были решать насущные проблемы страны и не могли позволить себе быть опутанными какими-то теориями или догмами. Нашим долгом было обеспечить два миллиона жителей8 Сингапура средствами к существованию, и если транснациональные корпорации могли обеспечить нашим рабочим занятость и научить их техническим, инженерным и управленческим навыкам, значит, нам следовало иметь дело с ТНК»
Даже крупнейшие финансовые центры мира привлекают ПИИ. Крупнейшими реципиентами ПИИ вопреки сложившемуся стереотипу являются США, а не Китай, занимающий второе место. В сложившейся внешнеполитической ситуации позиция иностранных инвесторов, работающих в стране, «играет на руку» Российской Федерации. Например, позиция немецких инвесторов, вложившихся в Россию, характеризуется высочайшей степенью конструктивности и выступает противовесом политическим заявлениям той же Германии.
Роль ПИИ на Дальнем Востоке сегодня невелика. Прямые иностранные инвестиции на Дальний Восток не превышают 10% всего объема капиталовложений. Экономически безопасным может быть уровень иностранных инвестиций до 50% всех капиталовложений с учетом их страновой диверсификации. Таким образом, в абсолютном измерении среднегодовой объем привлекаемых иностранных инвестиций может достигнуть 15 млрд. долларов США. Следуют учитывать, что это будут вложения российских организаций с иностранным участием.

• Что мы сделали в работе с инвесторами?

o Следует признать, что пока Минвостокразвития России немного может предложить инвесторам в дополнение к тем, условиям, которые предлагаются регионами Дальневосточного федерального округа. Это связано с тем, что решения, которые мы в первый раз обсуждали на правительственной комиссии еще 24 октября 2014 года, до сих пор не реализованы, увязнув в аппаратной дискуссии. Нет ни Дальневосточного агентства по привлечению инвестиций, ни корпорации развития.

o Тем менее, в результате активной работы с целевой аудиторией компаний потенциальных инвесторов было сформировано устойчивое положительное восприятие Минвостокразвития России как нового надежного партнера для ведения бизнеса в стране.

o Наши партнеры положительно оценивают законопроект о создании территорий опережающего развития, так как у них у самих также имеется позитивный опыт развития специальных зон. И в целом, создание особых условий, возможно даже экспериментальных, на отдельных территориях играет важнейшую роль в привлечении инвестиций. Однако, бизнес считает, что гораздо важнее сформулировать ясную экономическую политику ускоренного развития региона и показать стратегию и тактику государственных структур в реализации этих планов.

o В 2014 году Минвостокразвития России провел 24 встречи-презентации новых условий ведения бизнеса в территориях опережающего развития (ТОР) и Стратегии развития Дальнего востока России с крупнейшими представителями бизнеса, на уровне глав компаний, и дипломатическими, на уровне послов государств Китая, Южной Кореи, Японии, Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Сингапура, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Испании.
o Руководители крупнейших Японских компаний: Sumitomo Corporation, Kawasaki Corporation, Sojitz Corporation, JBIC, Marubeni, Hitachi, Mitsubishi Corporation, Mitsui ЛИЧНО высказывали интерес к проектам в ТОР на Дальнем Востоке России.
o Руководители крупнейших компаний Южной Кореи: Samsung Corporation, Lotte Corporation, LG Corporation, Daewoo Corporation, LS Networks также неоднократно подтверждали интерес к проектам в ТОР на Дальнем Востоке России.
o Также были достигнуты договоренности и проработаны схемы предоставления связанных кредитов резидентам будущих ТОР на Дальнем Востоке России с финансовыми институтами: Японский банк международного сотрудничества «JBIC», «Korea Eximbank», и государственный банком развития Китая «CBD».
o Минвостокразвития России, в целях изучения международного опыта по вопросам создания ТОР и формированию проекта закона о ТОР, провел консультации крупнейшими компаниями консультантами McKinsey, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, EY и успешными международными агенствами в сфере привлечения инвестиций и создания зон свободной торговли Invest Korea, KOTRA, Namura Research Insitute.

o Сегодня, работая с инвесторами до момента создания ТОР, мы вкладываем в будущее, выстраиваем доверительные отношения.

• Что говорят инвесторы из АТР про российский Дальний Восток?

o интерес к региону есть, но исключительно к сырьевому сектору;
o инвестиционный имидж Дальнего Востока существенно подорван;
o внутреннего рынка для значимых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке не видят;
o Дальнего Востока нет на инвестиционных картах большинства компаний;
o одна из называемых причин — дефицит информации об условиях инвестирования на российском Дальнем Востоке (JBIC);
o Существенное значение в принятии инвестиционных решений азиатскими компаниями играет национальная государственная политика;
o Инвестор не знает к кому идти, к кому обращаться. Нет единого, понятного и известного окна;
o Инвесторы говорят: дайте нам проекты, а мы им предлагаем в лучшем случае земельные участки, в худшем «экономическую географию»;
o Инвесторы, особенно китайские, не понимают нашей политики по работе с иностранными инвестициями на Дальнем Востоке;

• Основные выводы по работе с инвесторами. Главный вывод – инвесторы из АТР смотрят на российский Дальний Восток как на долгосрочную стратегическую перспективу, боясь упустить момент, когда на российском Дальнем Востоке откроется окно инвестиционных возможностей.

o Несмотря на политическую обстановку в отношениях с Западом все основные игроки АТР проявляют заинтересованность к инвестиционному сотрудничеству с Россией на Дальнем Востоке. Прежде всего, речь идет о ближайших соседях — Китай, Япония и Южная Корея. Также перспективно сотрудничество с Сингапуром, Индией, Австралией, Канадой. Япония, Китай являются крупнейшими, после США, источниками ПИИ (более $200 млрд.). Южная Корея, Сингапур, Канада входят в 20-ку лидеров и наращивают свою роль как источник ПИИ.

На Дальнем Востоке модель основана на экспорте в страны АТР, рынки которых еще предстоит завоевать за счет конкуренции условий ведения бизнеса и инвестиций.

  • Процент трансформации интереса в конкретные проекты на Дальнем Востоке существенно ниже имеющегося потенциала.

o Только 41,7% (60) опрошенных JBIC японских компаний имеют реальные бизнес планы развития в России. Для сравнения в Китае 63,4% (183), а в США — 66,7% (54).

  • Основные проблемы:

o Главная проблема – дефицит доверия инвесторов.
o Дефицит предложений инвесторам. И площадок, и проектов.
o Нескоординированные усилия по продвижению инвестиций имеют серьезные негативные последствия:
 Расфокусированность и распыление ресурсов из-за дублирования усилий
 Информация, не соответствующая целям продвижения инвестиций
 Организации по привлечению инвестиций (IPI), не способные содействовать во всех аспектах процесса инвестирования
 Противоречивые посылы, от национальных, региональных и местных промоутеров, ведущие к негативным результатам:

  • • Дезориентированные и обескураженные инвесторы
  • • Инвесторы, которые пытаются сталкивать официальных лиц друг с другом, например, с целью получить льготы

Слабый имидж страны, как хорошего места для ведения бизнеса, что влияет на все регионы, независимо от компетенций каждого агентства по привлечению инвестиций

Примеры решений по координации:

  • • Германия: Национальное агентство по привлечению инвестиций Germany Trade&Invest (GTAI) координирует усилия более чем десяти региональных и муниципальных агентств экономического развития:

o GTAI занимается маркетингом в отношении определенных секторов экономики и ведет деятельность по привлечению потенциальных инвесторов
o GTAI и субнациональные агентства совместно занимаются отношениями с потенциальными партнерами, в зависимости от приоритетных секторов
o GTAI и субнациональные агентства совместно занимаются сопровождением инвестиций, включая посещение возможных мест размещения
o GTAI полностью передает инвестора региональному агентству, когда место размещения инвестиции определено
o Субнациональные агентства помогают инвестору решать вопросы после принятия решения о размещении и поддерживают инвестора в решении различных вопросов

  • • Филиппины: Invest Philippines – это партнерство с целью привлечения инвестиций между двумя национальными агентствами по привлечению инвестиций (BOI and PEZA) и 8 региональными агентствами

Решения проблем заключается в том, чтобы
Выиграть конкуренцию условий для инвесторов из АТР за счет нового института территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, где особые экономические зоны не работают.
o Скоординировать действия субъектов и министерства в привлечении инвестиций. Министерство «добавляет» усилия регионов, а не заменяет их. Взаимодействие с регионами в вопросе привлечения инвестиций. Уникальна ситуация — когда политика регионов подкрепляется ресурсом федерального министерства и вице-премьера правительства.
o Выделить страновые приоритеты и национальные приоритеты в создании ТОР
o Выделить отраслевые приоритеты по регионам ДФО. Сегодня Минвостокразвития обозначило порядка 10 отраслей
o Внедрить в государственную поддержку (инвестиции в инфраструктуру) проектный подход.

И на закуску. У Минвостокразвития уже есть перечень из 14 ТОРов (выше его приводил). Что там с иностранными инвесторами? Докладываю (после проекта идут потенциальные инвесторы):

1. «Базальт-новые технологии», Якутия: ОАО ГК «Внешэкономбанк»; ОАО «Фонд развития Дальнего Востока»; Российский фонд прямых инвестиций; зарубежные инвесторы — Globe 200 Sourcing Private Ltd. and Vincitore Real Estate (Индия); Galaxy Trading (ОАЭ); Sunchem Corp. (Ю.Корея).
2. «Северный мир», Якутия: ООО «Якутская алмазная компания», ООО «ДДК», ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», ООО «ЭПЛ Ювелир», ООО «Кристалл 99», ООО «Чорон Даймонд», ОАО «Золото Якутии», ОАО «Центр кластерного развития «Якутия», Комплекс «Всемирный центр Мамонта».
3. «Камчатка», Камчатский край, Петропавловск-Камчатский: Действующие предприятия: ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», ОАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», ООО «ЖБФ и Ко.», Правительство Камчатского края (часть причалов на территории ОАО «Петропавловская судоверфь»), ЗАО «Судоремсервис». Перспективные: ОАО «Корпорация развития Камчатского края», ОАО «Россельхозбанк» (в залоге имущество ОАО «Петропавловская судоверфь»).
4. «Ракитное», Хабаровский край, село Ракитное: нет.
5. «Ванино–Советско-Гаванский», Ванинский и Советско-Гаванский районы: ООО Терминал Совгавань, ООО Фортуна, ООО Рим, ООО Тернополь, ООО АкваТрейд ДВ-грузовой терминал, ООО «Премиум Инжиниринг», ООО «Дальневосточная производственная стивидорная компания» (дочерняя компания ООО»Трансхимэкспорт», Москва), ООО «Терминал Блэк».
6. «Комсомольск», Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре: ОАО «ОАК», ОАО «ОСК», их компании-поставщики.
7. «Надеждинский», Приморский край, Надеждинский район, п. Новый: ОАО Надеждинское (ООО Инком ДВ), Sumitomo Mitsui Rus Bank; Daewoo International Corporation; Sumitomo Corporation; Bank of Tokyo-Mitsubishi, российские компании-инвесторы.
8. «Зарубино», Приморский край, Хасанский район, пгт Зарубино: группа «Сумма», ООО «Александр Хаус».
9. «Остров Русский», Приморский край, г. Владивосток, остров Русский: Сбор информации.
10. «Михайловский», Приморский край, Михайловский район, с. Михайловка: ОАО АгроИнвест.
11. «ВНХК», Приморский край, Партизанский муниципальный район, падь Елизарова: ЗАО «ВНХК».
12. «Белогорск», Амурская область, г. Белогорск: ООО «Амурагроцентр», ООО «Агротехнологии», СК «МОСТ».
13. «Екатеринославка», Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка: ООО «АмурАгроХолдинг», ОАО «Октябрьский элеватор», Колхоз «Колос».
14. «Смидовичский», Еврейская автономная область, Смидовичский район, с.Волочаевка-1, с. Даниловка: Компания LR Group, ОАО «Севербуринвест».

Густо с иностранцами? Негусто. А с новыми — и того жиже.

Но закон о ТОРах, как не перестает напоминать глава Минвостокразвития, еще не принят, и корпорация развития Дальнего Востока так и не создана. А это позволяет верить: ОНИ ЕЩЕ ПРИДУТ.

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Из государственного в частное | Дмитрий ЩербаковЪ
  2. Дальневосточные офшоры-1. Англо-китайский след | Дмитрий ЩербаковЪ

Комментарии закрыты.