Бренд и головы

gruppa-brend Как и обещал, начинаю рассказывать подробности того, как в Хабаровском крае над брендом региона задумалась общественность. Чтобы вы не подумали, что мы только развлекались в гостеприимном «Моторре», ниже — моя стенограмма (с некоторыми сокращениями) заседания рабочей группы по продвижению и позиционированию Хабаровского края. Группа, как я уже упоминал, образована при общественном совете при министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики, вот здесь можно посмотреть программу мероприятия.

Список действующих лиц
Члены Общественного совета при Министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
Шепин Петр Леонидович
— директор коммерческой дирекции ОАО «Первый канал», председатель Общественного совета
Белокопытов Алексей Владимирович
— управляющий филиалом ПАО «Промсвязьбанк»
Ерохин Алексей Владимирович
— руководитель Дальневосточного филиала «Эрнст энд Янг»
Кушнарев Вячеслав Анатольевич
— директор АНО «Агентство инвестиций и развития Хабаровского края», секретарь Общественного совета
Осауленко Александр Павлович
— председатель Дальневосточного отделения Российского союза туриндустрии (РСТ)
Щербаков Дмитрий Сергеевич
— главный редактор ООО «Коммерсант Дальний Восток»

Представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти
Александров Николай Александрович — начальник управления организации
инвестиционной работы Министерства инвестиционной и земельно-имущественной
политики Хабаровского края
Елаш Алексей Александрович — начальник отдела информационного сопровождения Министерства по развитию Дальнего Востока
Корзун Аркадий Иванович — главный архитектор города, первый заместитель директора департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска
Мещерякова Ольга Васильевна — временно исполняющая полномочия главы Вяземского муниципального района
Святенький Алексей Владимирович — и.о. заместителя начальника главного управления — начальника управления пресс-службы Губернатора Хабаровского края
Сероштанов Игорь Михайлович — заместитель мэра г. Хабаровска по связям с общественностью и средствами массовой информации
Чайка Юрий Афанасьевич — министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края

Приглашенные эксперты
Алексеев Борис Георгиевич — исполнительный директор ОАО «Хабаровский аэропорт»
Бочаров Сергей Сергеевич — заместитель директора филиала ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» по развитию и региональной политике, депутат Законодательной Думы Хабаровского края
Кремнева Юлия Владимировна — главный редактор Медиахолдинга «Комсомольская правда» в г. Хабаровске
Крючек Олег Александрович — генеральный директор Медиахолдинга «Губерния»
Куликов Дмитрий Александрович — директор портала «MoiGorod.ru»
Курилова Ольга Сергеевна — руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе
Кучерявцева Олеся Викторовна — директор по развитию рекламного агентства «NOTAMEDIA»
Маслов Алексей Валентинович — генеральный директор ООО «Дизайн Лаборатория Алексея Маслова»
Меркулова Ольга Васильевна — управляющий директор информационно-аналитического агентства «Восток России» (EastRussia)
Платонов Дмитрий Александрович — директор рекламно-производственной компании «Моторр»
Сайко Сергей Михайлович — директор филиала ФГБУ «Российская газета» в г. Хабаровске
Сергиенко Евгения Леонтьевна — генеральный директор гостиницы «Восход» (г. Комсомольск-на-Амуре)
Столбикова Наталья Анатольевна — руководитель отдела бронирования и размещения гостиницы «Интурист»
Файман Игорь Семенович — продюсер, продюсерский центр «Сделано в Хабаровске»
Шабалина Ольга Аркадьевна — корреспондент ГТРК «Дальневосточная»
Швецов Андрей Александрович — главный редактор ИА «Амурмедиа»

Петр Шепин:
Мы все с вами давно являемся потребителями брендов. Но в мире капитала невозможно не осваивать новые территории. И такой же территорией лет 10 назад стало создание и продвижение брендов регионов. Регионы точно так же ведут конкуренцию за деньги, за головы, за внимание, за успех. Примеров брендов регионов масса. Например, Швейцария — в голову сразу приходят надежные банки, которые давно уже перестали быть надежными, однако бренд существует, часы — в мире появилась куча замечательных часов. Франция — страна высокой кулинарии и моды, хотя, опять-таки, и японские дизайнеры, и американские, и российские конкурируют с французами с точки зрения моды, и мы точно знаем с вами, что и высокая кухня есть не только во Франции. Однако же существует в головах людей бренд, что позволяет достаточно успешно по всему миру продавать как продукты, так и кухню.
Но это бренды стран, а в Европе давно существуют бренды регионов. Возвращаясь к Швейцарии, город Лозанна — меньше Амурска, однако во всем мире считается столицей спорта. Логотипом является рисунок, в который инкорпорированы Олимпийские кольца, что так или иначе наводит любого человека на мысль о специализации этого города. Неспроста в этом городе существуют не только офисы всех крупнейших мировых спортивных организаций, но и все те бизнесмены, которые пытаются связать жизнь со спортом, рвутся в Лозанну. И со всего мира молодежь, которая видит себя в спортивной бюрократии, стремится поступать в институты Лозанны и закрепляться там. А на самом деле — обычный город. В России тоже есть примеры региональных брендов. Есть курорты и Олимпиада Сочи, есть Воронеж — вторая IT-столица, куда перенесли свои офисы крупные IT-структуры.
Главной спецификой Хабаровска, как мне кажется, — я сейчас брошу несколько реплик, и мне хотелось бы дальше дискуссии, — это, понятно, столица Дальнего Востока с точки зрения человеческого потенциала и географического положения. Да, не Владивосток, потому что Владивосток — это все-таки место, где рельсы выезжают, это карман страны, не столица. Хабаровск, с другой стороны часть Азии и ориентирован на нее. Это все важно понимать, чтобы видеть перспективы развития края и города. Исходя из географии и истории, мне кажется, Хабаровск после того, что это столица, это промышленная столица Дальнего Востока, нигде даже в потенциале нет столь развитой промышленности. Это хайтэк. Второе — я это определяют как некое место возможностей, как русский Клондайк. Здесь возможно все. Здесь любой желающий может найти себе занятие по душе и достаточно быстро достичь успеха. Третий элемент вытекает из столичной функции — это люди. С учетом того, что город всегда был чиновничьей и военной столицей, промышленного и научного потенциала — наверное, нужно сказать, что интеллектуальный потенциал хабаровчан, извините, представители других регионов, наверное, сильно выше, чем в любом другом регионе. Это третий краеугольный камень. И четвертый — это, конечно, дикая природа, экология, нетронутость природы.
Возможно, все по-другому. Важно одно. Страна сейчас пытается сделать очередной рывок в развитии, президент определил Дальний Восток как приоритет развития, демографические тенденции негативные не преодолены. Наверное, имеет смысл сформулировать основные ценности края как бренда, привлекающего людей, инвестиции, интерес, культуру и так далее — как на внутреннем, так и на внешнем рынке. За речкой миллиард с лишним человек, которые мало что знают о России вообще и о Хабаровске в частности. Понятно, что на каждого человека обрушиваются тонны информации, задача бренда — удержать внимание хотя бы на две-три минуты.
У вас недавно был замечательный пример — логотип хабаровского аэропорта, этот медведь. У меня уже есть майка с ним, и я с удовольствием по Москве в ней щеголяю. Слава богу, что руководству аэропорта и чиновникам администрации хватило смелости сохранить этот логотип. Потому что он, а) моментально идентифицируется и б) и очень запоминаем. Когда человек видит этого медведя, после того, что в интернете произошло с его обсуждением и шутками, человек сразу понимает что это а) Хабаровский аэропорт и б) Хабаровский аэропорт. У аэропорта появился ID, который сложно с чем-либо спутать. Понятно, что дальше должна быть колоссальная работа — это еще не бренд, это лишь логотип, но первая задача выполнена.
Я рассчитываю, что по итогам круглого стола мы сможем сформулировать какие-то задачи для создания бренда края, которые мы могли бы потом в очень короткий срок выставить в качестве тендерных условий для любых желающих, готовых и способных поработать над созданием бренда края. Вот, собственно, основная задача сегодняшней дискуссии.

Вячеслав Кушнарев:
Перед тем, как перейти к дискуссии и выступлениям, которые зададут общий тон работе, нам необходимо решить буквально два вопроса по рабочей группе. Как вы знаете, группа создана при общественном совете по инвестициям Хабаровского края. В этой связи она сегодня будет официально сформирована, будет определен регламент работы. На сегодня на постоянной основе подтвердили свое желание участия в работе группы следующие члены общественного совета (перечисляет). Этот список не исчерпывающий, если у кого-то есть желание поработать на постоянной основе, прошу с места подтвердить. Мы принимаем всех желающих (желающие заявляются). Нами предусмотрен институт экспертов, поэтому те, кто не заявился сейчас, могут сделать это позже и поработать с группой в этом качестве.
Второй вопрос — избрание председателя и секретаря. Накануне подготовки мы членам рабочей группы предлагали внести кандидатуры. Большинством голосов поддержано предложение руководителем группы избрать Петра Шепина. Это ни в коем случае не умаляет возможности предложений или самовыдвижения.

Андрей Швецов:
Я предлагаю кандидатуру Петра Леонидовича председателем, но и внести еще определенный функционал, человека, который был бы заместителем председателя группы. Потому что мы понимаем, что Петр Леонидович живет в другой части страны. И чтобы можно было оперативно решать те или иные задачи…

Петр Шепин:
Прерву вас. Так становитесь тогда главой этой группы, серьезно. (Андрей смеется) Нет, а почему нет? Вам проще будет, вы действительно здесь. А я на связи, когда у нас утро и когда у нас вечер.

Вячеслав Кушнарев:
У нас инициатива, да, как вот повелось…

Андрей Швецов:
Нет, я готов.

Вячеслав Кушнарев:
Коллеги, если есть у кого-то возражения? Помните, как на свадьбах: если кто-то сейчас может сказать нет, то лучше это сделать сейчас (В зале смех).

Андрей Швецов:
Я говорю да, и группа необходима и важна, и участие в ней экспертов, и людей, которые понимающие в этом, хотя бы немножко. Должны быть…

Вячеслав Кушнарев:
Хорошо, тогда предложение поддерживается, если в этот момент все молчат и не говорят нет. Хорошо, тогда при общей поддержке председателем группы выбирается Андрей Швецов, главный редактор «АмурМедиа», с чем мы вас торжественно поздравляем. И второй вопрос — это секретарь, на котором будет огромный объем работы… Как-то так смотрю, большинство головы опускают… Есть предложение у меня — самовыдвижение. Это связано с тем, что я являюсь секретарем общественного совета и готов взять на себя объем работы, если нет других предложений.

Я:
Слав, за мужество поддерживаем.

Петр Шепин:
Но, коллеги. Я бы хотел отметить, что Вячеслав Анатольевич с этим справится, потому что он блестяще справляется с организацией деятельности общественного совета. Но не слишком ли мы много чиновникам в руки отдаем? (Смех в зале)

Алексей Святенький:
А он не чиновник, кстати.

Петр Шепин:
Тогда поддерживаю.

Вячеслав Кушнарев:
Тогда последнее — какие предложения будут по регламенту, по периодичности сбора?

Петр Шепин:
Можно я предложу. Давайте по итогам дискуссии мы определим, как мы хотим работать над брендом края, и где-нибудь не позже, чем через месяц, у нас будет готова презентация плюс некий сопровождающий документ, который мы бы могли предложить как министерству, так и кому-то из краевых думцев, чтобы не позже, чем до конца лета сформулировать условий конкурса, тендера на разработку бренда. Максимум за лето мы должны выйти на конкурс. Другой разговор, сможем ли мы сделать это в этом году, позволят ли средства. Но как минимум определить тендер и его сроки мы можем уже до конца лета. Нет возражений у уважаемого главы группы?

Андрей Швецов:
Нет.

Петр Шепин:
Тогда следующее очное или заочное заседание у нас будет не позже, чем 28 июня.

Вячеслав Кушнарев:
Да, поддерживается.

Андрей Швецов:
Вполне.

Вячеслав Кушнарев:
Хорошо, тогда самая скучная часть завершена, перейдем к докладам и дискуссии.

Продолжение следует