Минус имущество плюс предпринимательство

Крайний слева: Виктор Калашников. Крайний справа: Юрий Чайка

В минувшую пятницу я поучаствовал в совместном заседании общественных советов при двух ключевых ведомствах экономического блока правительства Хабаровского края, откуда, признаюсь честно, вынес несколько любопытных наблюдений. Повестки заседания эти наблюдения никак не касаются, но очень даже касаются небольшого аппаратного «внутрячка», который, сдается мне, вскоре будет грозить экономическому блоку правительства Хабаровского края. А может, и не грозить, а помогать эволюционировать — это как посмотреть. Чтобы вы понимали, друзья, в чем дело, опишу сначала в трех словах, а кто же пациент.

Экономику в правительстве Хабаровского края, напомню, курирует аж три заместителя председателя правительства (почему так много? Подробнее см. ниже). Первый зампред Василий Шихалев, отвечающий за работу нескольких ведомств. Первый зампред Юрий Чайка, также отвечающий за работу нескольких ведомств. И министр экономического развития Виктор Калашников, который по весьма распространенному в Хабаровском крае аппаратному совпадению также зампред. Между тремя зампредами (на первый взгляд) гармонично распределены два ключевых министерства: минэк и мининвест, оно же МИЗИП. Последнее — это такой, образно говоря, выведенный в колбе на основе смешения жидкостей мамы-ТОР и папы-свободного порта, младенец (в марте ему стукнуло три года). Живой и сообразительный. Одной ручонкой он управляет имуществом, а другой — привлечением инвестиций. Минэк же — одно из самых старейших министерств в структуре правительства края, восходящее ко временам легендарным.

В сентябре 2018 года правительство Хабаровского края ждет отставка и переназначение в связи с избранием нового губернатора (определение «новый» здесь отнюдь не подразумевает, что это «не Вячеслав Шпорт»). Соответственно, не исключены кадровые и структурные перемены, как и с правительством России сейчас: в околовластных кругах с весны активно обсуждают, кто из зампредов «вылетит из обоймы», а кого «поднимут». (В хабаровском правительстве, напомню, одно дело, если ты министр. Другое — если ты министр-зампред. И совсем другое — если ты зампред-куратор нескольких ведомств. Не говоря уже о первом зампреде, которых, как ни парадоксально, несколько, и вице-губернаторе. Почему в правительстве края такое огромное количество замов, по крайней мере, с точки зрения губернатора, можно прочитать здесь)

До недавних пор малыш-МИЗИП и старик-минэк уживались вполне себе неплохо. У первого была вся практическая работа по привлечению инвестиций, возня с землей для инвесторов и общая координация. У второго — работа по улучшению инвестклимата и поддержке предпринимательства в целом. Гармония, казалось бы, налицо, хотя лично для меня всегда оставалось загадкой, как стимулированием инвестиций можно заниматься из двух министерств сразу. Но — с другой-то стороны — до рождения малыша-МИЗИПа ими занимался один минэк, и оторвать от минэка совсем уж все функции по инвестициям сразу просто не позволяет законодательство и сложившаяся управленческая практика.

Тем не менее, мое личное ощущение — МИЗИП в его нынешней конфигурации под вопросом.

Юрий Чайка, рассказывая на совместном заседании общественных советов о системе привлечения инвестиций, напомнил, что она была сформирована в 2015-2016 году (еще при его предшественнике Николае Брусникине). «За минэком осталась регуляторика и рейтинг, плюс те практические механизмы малых инвестиций по линии поддержки предпринимательства. За МИЗИП — организация инвестпроцесса и реализация системы поддержки, создание и управление комплексными проектами, прямая работа по привлечению инвестиций», — обрисовал в нескольких фразах баланс Юрий Чайка. «Сразу скажу, такая система была оправдана на этапе новых механизмов, ТОР и свободного порта, и показала себя достаточно эффективной: первые ТОРы были сформированы в Хабаровском крае. Эта связка с землей инвестиций помогла, поскольку требовалось достаточно много ручной работы и ручного управления, а системы как таковой не было», — подчеркнул он.

От себя отмечу, что в апреле 2018 года в регионе был принят регламент сопровождения инвестпроектов в режиме «одного окна», который делает МИЗИП уже не единственным чиновничьим звеном в цепочке инвестиций. В регламенте закреплена отраслевая ответственность органов власти края за каждый инвестпроект, то есть вплотную сопровождать любого инвестора теперь обязаны в минсельхозе, минпроме и — далее по списку. Человек, который это предложил, на мой взгляд, заложил под МИЗИП хорошую петарду. Потому что логичным вопросом (с точки зрения высших должностных лиц, которые любят структуру органов власти периодически «оптимизировать», то есть сокращать, а потом создавать) будет «А на кой мы тут, милые мои, содержим целое министерство, если инвестициями теперь занимаются все, тем более что мы тут везде проектное управление внедряем — штабное». Ему на это вполне логично ответят, что «координировать-то надо». Но дальше-то что?

И, кстати, я бы еще не скидывал со счетов моду на ведомства и их названия, которая жестко диктует властям в субъектах РФ структуру их региональных администраций. Вспомните, как модно одно время было слово «модернизация». И где оно теперь. Теперь вновь наступает время «национальных проектов» (помните приоритетные нацпроекты 2005 года?) — кто не верит, почитайте «новый майский указ» Владимира Путина. Снова время forced mems.

Опытные люди это чувствуют. И вот уже экс-зампред совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края Сергей Степанов поднимается и говорит, обращаясь к Виктору Калашникову: «Я сегодня обратил внимание, что многие из выступающих не знали, кому задать вопрос из вас, двух зампредов [Виктора Калашникова и Юрия Чайки]. И даже у вас был интересный первый слайд, где идут две параллельные колонки. Сегодня было сказано, что инвестиции в новом указе [майском Владимира Путина] даже не обозначаются, и все созрели, что это просто инструмент. Не пора ли перейти к той организационной структуре, и это предложить губернатору, как ответ на предложения президента по эффективному новому правительству, что да, раньше все это было необходимо и правильно, поддерживаю Юрия Афанасьевича. Но, может быть, нам уже тоже пора меняться? На последней рабочей группе по мониторингу эффективности мы подняли лучшие практики 10 лучших субъектов по нацрейтингу инвестклимата, у них там по-другому выстроена история, как раз исходя из того, что инвестиции — это инструмент, а предпринимательство в разрыве от инвестиций быть не может». «Я сейчас не говорю, кто старший, кто главный, и кто под кем, но нам нужно меняться под новые задачи указа президента. Может быть, нам тоже пора сделать шаг, чтобы у нас не было этого разрыва, и люди понимали, кому они будут задавать вопросы по инвестклимату, инвестициям».

Вы понимаете, да? Сергей Степанов — человек в Хабаровском крае и в механизмах взаимодействия бизнеса и власти системный, хотя и воспринимающий уже систему с большой долей усталости, и зря он ничего просто так не скажет.

— Во-первых, интересно, какова будет структура федерального правительства, — осторожно ответил на это также очень опытный (один из министров-долгожителей Вячеслава Шпорта, как-никак) Виктор Калашников. — Немного осталось: 17 мая будет первое заседание. Это важно, все субъекты смотрят на эту структуру, потому что дальше выстраиваются определенные вертикали. А вот в отношении, так скажем, ситуации конкретно в крае, губернатору края, как говорится, виднее — все-таки это его правительство. Но наше видение с Василием Михайловичем Шихалевым — да, мы считаем, что блоки, связанные с инвестициями, с малым предпринимательством и с инвестклиматом, они должны быть сосредоточены в одном административном крыле. А экономистам желательно поручить задачи стратегического развития, управления, координации — это очень тяжелые вопросы. С Юрием Афанасьевичем мы эту идею тоже обсуждали, я понял, что он принципиально не возражает. Поэтому здесь да, такая тема имеет место быть.

Юрий Чайка промолчал.

Мой прогноз в сложившейся ситуации заключается в том, что структуру министерства будут менять. Точнее, очень многие хотят ее поменять, и губернатору неплохо бы к этому прислушаться. Отнять ли имущество? Прибавить ли предпринимательство? Оба варианта вероятны. Любой из них создаст хотя бы видимость динамики. А это крайне важно — исходя из общей, повторюсь, усталости системы власти в крае.

В качестве заключения напомню, как в декабре 2014 года хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт объявил о том, что в структуре правительства края создается МИЗИП. В своем ежегодном инвестиционном послании глава региона тогда объяснил: «Немало нареканий было к работе министерства имущественных отношений края. Поэтому принял решение упразднить это министерство и создать новый орган власти… Я уверен, что слияние инвестиционного и земельно-имущественного блоков в одну структуру позволит выйти на новый уровень взаимодействия с инвесторами. Будет ускорен процесс согласительных процедур, предоставления инвесторам земельных участков и промышленных площадок. Новый орган выступит координатором подготовки и реализации инвестиционных проектов в крае. Усилится работа по привлечению бюджетных инвестиций в создание обеспечивающей инфраструктуры, по включению инвестиционных проектов в действующие госпрограммы и федеральные целевые программы».

Я точно знаю, что нарекания были и к хабаровскому МИЗИПу — со стороны Минвостокразвития, представитель которого этой весной пожаловался вице-премьеру Юрию Трутневу на то, что, мол, «потеряна координация с Хабаровским краем». Мол, Юрия Чайку с поста министра повысили до первого зампреда, нагрузили кучей работы, а в нынешнем министерстве инвестиций и поговорить-то не с кем. Губернатор тогда, как говорят, пообещал, что новое «контактное лицо» высокого ранга для Минвостокразвития найдут.

Останется ли в структуре российского правительства в том же виде Минвостокразвития, — вот что интересно.