Начнём с рогатых

Сегодня все вы, друзья, кто интересуется политикой и Хабаровским краем, могли разглядеть слоган, который с вероятностью 99% будет использоваться в будущей кампании по выборам губернатора (стартует, как известно, в апреле 2021-го). Нарисовали слоган там, где надо: на боках троллейбусов, прибывших в Хабаровск «по личной договоренности» врио главы региона Михаила Дегтярёва с мэром Москвы Сергеем Собяниным вместо прежнего убитого дальневосточными дорогами троллейбусного барахла. Сам слоган норм. Но вотрут в уши хабаровчанам под этим соусом, как видно уже сейчас, порядочно. Давайте-ка на примере троллейбусов сразу и разберемся.

То, что по хабаровским дорогам бегает настоящая троллейбусная рухлядь, это факт. МУП города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление», как известно, с 2015 года находится в стадии банкротства, что неудивительно — муниципальный транспорт убыточен. Имущество предприятия пытаются продать, но за какие деньги? Это смешно: троллейбусы ЗИУ-682 худо-бедно пристраивают за 43-48 тыс. рублей, троллейбусы БТЗ-5276-01 — за 67 тыс. (источник — последнее объявление об итогах торгов), то есть по цене металлолома. Оценка автопарка в августе 2019 года была такой:

Словом, поношенные АКСМ-321, побегавшие по дорогам Москвы, рядом с хабаровскими старичками — настоящие модники-крепыши. Срок их эксплуатации в столице составил 7-8 лет, гордо отчитался в эфире хабаровский мэр Сергей Кравчук.

На камеры они с Михаилом Дегтяревым радостно подсчитали экономию — этакий лайфхак для бедных регионов. Мол, вместо того, чтобы покупать новый троллейбус за 30 млн руб. (я поржал, но об этом чуть ниже), можно привезти из Москвы 20 списанных старых, оплатив всего-навсего их транспортировку через всю страну. «Если посчитать, мы же где-то миллионов 600 сэкономим?», — деловито спрашивает врио губернатора. «Да, 600», — подтверждает мэр. «С учетом амортизации — где-то на полмиллиарда», — делает вывод господин Дегтярев.

Буксировка 20 машин до Хабаровска, кстати, обойдется городу и впрямь недорого в масштабах миллиардных бюджетов — в смешные 13 млн руб., судя по данным заключенного хабаровской мэрией контракта с ООО «Негабарит 46» (г. Курск). Конечно, небогатые регионы России давно почитают за счастье заполучить в свое транспортное хозяйство что-нибудь списываемое московское (не верите, почитайте вот эту подборку про списываемые Москвой троллейбусы). Но давайте разберемся, так ли это все шикарно?

Москва рада избавляться от неликвида по очень простой причине. Секрет регионального троллейбусного счастья в том, что несколько лет назад в столице началось вытеснение троллейбусов электробусами. Какая это якобы дрянь, электробусы, можно почитать на сайтах оппозиционеров, какая прелесть — на сайтах московских СМИ, контролируемых мэрией. Но разгадка вообще-то проста: каждый электробус стоит под 35 млн руб., плюс зарядная станция к нему и запчасти, вот и выходит, что контракт на обслуживание каждой сотни машин — это почти 6,5 млрд руб. Кормятся с этих подрядов «Ростех» и прочие влиятельные структуры. Высокая, так сказать, политика.

Чего чиновники не говорят простому хабаровскому народу, радующемуся списанным троллейбусам, так это того, что в парке ТТУ подобная машина (АКСМ-321) уже есть (см. выше выдержку из отчета об оценке), и оценивался такой троллейбус 2008 года выпуска 10 лет спустя, в 2019-м, всего-то в 1,5 млн руб. Белорусское предприятие «Белкоммунмаш» выпускает АКСМ-321, как следует из информации на сайте производителя, с 2000-х, и это самая массовая и востребованная модель в малобюджетной России.

Как минимум 19 таких троллейбусов ездят по дорогам Самары, и каждый, если верить одному белорусскому источнику, обошелся в 7,75 млн руб. — закупка была в 2013 году, то есть те самые 7-8 лет назад, о которых говорит хабаровский мэр. А транспортное предприятие в Курсе, к примеру, хотело в 2014 году брать в лизинг несколько АКСМ-321 за 5,4 млн руб. каждый.

В общем, разглагольствования о том, что «вместо того, чтобы покупать новый за 30 млн руб., мы тут вот разжились старыми, но хорошими, и сэкономили 600 млн руб. бюджету» — это туфта, ребят, так и знайте.

«Дела важнее слов» — этой надписью украсили бока «трофейных» собянинских троллейбусов, и в таком камуфляже они проездят явно как минимум до сентября 2021 года. Это значит, что бой за губернаторское кресло начался, хотя ни Михаил Дегтярев, ни кто-то другой пока что формально не имеет права заявить даже о своем выдвижении.

Тем не менее, кажется, пора стряхнуть пыль с пера и начать мониторить реализацию этого забавного лозунга.