Десятка на вылет

На прошлой неделе инвестиционные круги Хабаровского края взбаламутила заметка «Ъ» о том, что президент Владимир Путин поручил досрочно прекратить деятельность неэффективных особых экономических зон (всего 10 штук, но список не приводился). Вы знаете прекрасно, друзья, что у нас в регионе как бы есть (а на самом деле как бы ее и нет) одна портовая ОЭЗ — Совгаванская. Я бы за нее, родную, честно говоря, на таком фоне бы тоже запереживал. Люди и запереживали.

Самое забавное, что в заметке шла речь о 10 неэффективных ОЭЗ со ссылкой на доклад президенту главы контрольно-счетного управления Константина Чуйченко: «По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно, говорится в отчете». Но самого списка «плохих» ОЭЗ нет ни в докладе (там написано лишь «Сложившаяся ситуация привела к возникновению оснований для досрочного прекращения деятельности 10 ОЭЗ»), ни в поручении правительству.

Сегодня хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт заявил, что ПОЭЗ «Совгавань» не закроют.

А между тем, пресловутый список «десять на вылет» я нашел. Источник — апрельский доклад Счетной палаты, на который ссылается Константин Чуйченко в своем докладе президенту (на основе которого и родилось поручение). Страницы 228-229 отчета:

«Таким образом, с учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета, предоставленных налоговых и таможенных льгот к общему объему осуществленных резидентами инвестиций, к уплаченным налогам и таможенным платежам (с учетом созданных рабочих мест) на данный момент нельзя назвать эффективными:

ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» (объем вложенных средств федерального бюджета и полученных льгот составляет 2809,4 млн. рублей, объем привлеченных инвестиций и уплаченных налоговых платежей — 53,5 млн. рублей);

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (объем вложенных средств федерального бюджета и полученных льгот составляет 4163,4 млн. рублей, объем привлеченных инвестиций и уплаченных налоговых платежей — 693,3 млн. рублей);

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» (объем вложенных средств федерального бюджета и полученных льгот составляет 3012,3 млн. рублей, объем привлеченных инвестиций и уплаченных налоговых платежей — 158,8 млн. рублей);  

ПОЭЗ «Ульяновск» (объем вложенных средств федерального бюджета составляет 2952,9 млн. рублей, объем привлеченных инвестиций — 455,6 млн. рублей);

ОЭЗ ППТ «Моглино» (объем вложенных средств федерального бюджета составляет 2881,5 млн. рублей, объем привлеченных инвестиций и уплаченных налоговых платежей — 3,0 млн. рублей);

ОЭЗ ТВТ «Иннополис» (объем вложенных средств федерального бюджета составляет 15000,0 млн. рублей, привлеченные инвестиции отсутствуют);

ПОЭЗ «Советская Гавань» (объем вложенных средств федерального бюджета составляет 183,7 млн. рублей, привлеченные инвестиции от-сутствуют;

ОЭЗ туристического кластера (объем вложенных средств федерального бюджета и полученных льгот составляет 21933,0 млн. рублей, объем привлеченных инвестиций и уплаченных налоговых платежей — 582,1 млн. рублей)«.

Вот — объясняющая эти выводы таблица:

effektivnost

Предметом той самой проверки, кстати, являлась непосредственно и ПОЭЗ «Советская Гавань». Специально для любителей лонгридов — далее весь этот раздел целиком.

3. Оценить целесообразность и результативность создания и функционирования портовой ОЭЗ «Советская Гавань» для решения задач регионального развития

3.1. Оценить в полной мере достаточность нормативного регулирования процесса функционирования ПОЭЗ «Советская Гавань» не представляется возможным, поскольку создание ее инфраструктуры не завершено, резиденты в ПОЭЗ отсутствуют.
Управляющей компанией, которая создана в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 % акций которой при-надлежит Российской Федерации, является АО «ОЭЗ». Советом директоров АО «ОЭЗ» 22 ноября 2010 года (протокол № 29) было принято решение о создании филиала АО «ОЭЗ» в Хабаровском крае. Положение о филиале открытого АО «ОЭЗ» в Хабаровском крае утверждено приказом АО «ОЭЗ» от 23 декабря 2010 года № 188. Фактически филиал не осуществлял за время своего существования никакой деятельности и его финансирование не осуществлялось.
Советом директоров АО «ОЭЗ» 18 октября 2013 года принято решение провести преобразование филиала АО «ОЭЗ» в Хабаровском крае в дочернее акционерное общество. 13 мая 2015 года АО «ОЭЗ» и министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края заключили договор о создании (учреждении) АО «ПОЭЗ «Советская Гавань» (доля АО «ОЭЗ» в уставном капитале общества составила 84 %, доля Хабаровского края — 16 %). При этом выполнение решения о создании указанного акционерного общества, регистрационные мероприятия и дополнительная эмиссия акций реализованы с нарушением сроков, установленных Дорожной картой. Впоследствии учредителями внесены взносы в уставный капитал АО «ПОЭЗ «Советская Гавань»: АО «ОЭЗ» — 129,0 млн. рублей, правительством Хабаровского края — 25,5 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года остаток неиспользованных средств федерального бюджета, выделенных в качестве взноса Российской Федерации в уставный капитал АО «ОЭЗ» на создание объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ, составляет 2965,7 млн. рублей (94,2 % от бюджетных инвестиций) и находится в распоряжении АО «ОЭЗ».

3.2. Соглашение о создании ПОЭЗ «Советская Гавань» № 1105-ОС/Д25 заключено Правительством Российской Федерации, правительством Хабаровского края, администрацией Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края 30 января 2010 года.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ (в редакции на момент заключения соглашения о создании ПОЭЗ) определялась необходимость разработки:
— плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
— комплекса мероприятий по разработке перспективного плана развития и порядка их финансирования.
Кроме того, непосредственно соглашением о создании ПОЭЗ предусмотрена разработка еще ряда документов, а также заключение дополнительных соглашений. Сроки разработки документов, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ и соглашением, не соблюдались, ряд документов до настоящего времени не разработан.
Так, пункт 2.5 соглашения о создании ПОЭЗ предусматривает утверждение дополнительными соглашениями концепции создания и развития ПОЭЗ, включая архитектурно-строительную концепцию с предлагаемыми объемами и сроками финансирования и проект планировки территории ПОЭЗ с необходимыми инженерно-геодезическими изысканиями. Сроки утверждения указанных документов продлевались дополнительным соглашением от 21 июня 2010 года № 10157-ОС/Д2, однако и с учетом переноса соблюдены не были. Дополнительное соглашение об утверждении проекта планировки территории ПОЭЗ заключено не было, вместо этого распоряжением правительства Хабаровского края от 25 марта 2015 года № 145-рп утверждена документация по планировке территории в отношении только части территории ПОЭЗ. С нарушением срока, изначально предусмотренного пунктом 1.2 соглашения о создании ПОЭЗ и продленного дополнительным соглашением от 21 июня 2010 года № 10157-ОС/Д2, подписано дополнительное соглашение, определяющее границы первой очереди ПОЭЗ.
Необходимо отметить, что затягивание сроков разработки и утверждения документов, необходимых для обеспечения начала полноценного функционирования ПОЭЗ «Советская Гавань», создало ситуацию, в которой в соответствии с положениями пункта 2 части 7 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ возможно досрочное прекращение существования ПОЭЗ.

3.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 де-кабря 2009 года № 1185 «О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны» на создание ПОЭЗ предусмотрены бюджетные ассигнования в размере до 3150,0 млн. рублей с распределением следующим образом: разработка концепции создания и развития ПОЭЗ, включая архитектурно-строительную концепцию, — 20,0 млн. рублей; разработка проекта планировки ПОЭЗ и проведение инженерно-геодезических изысканий — 104,0 млн. рублей; проектирование и строительство объектов инфраструктуры ПОЭЗ — 3026,0 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2010 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» взнос в уставный капитал АО «ОЭЗ» в целях создания на территории Ульяновской области, Хабаровского края портовых ОЭЗ, Самарской области — ОЭЗ промышленно-производственного типа составил 10919,5 млн. рублей.
Расходы АО ОЭЗ по заключенным договорам в целях обеспечения деятельности ПОЭЗ «Советская Гавань» составили 55,3 млн. рублей.
По результатам анализа их реализации необходимо отметить наличие неоднократных нарушений договорных обязательств со стороны исполнителей работ в части соблюдения сроков окончания работ, при этом заключались дополнительные соглашения к договорам, срок исполнения которых истек, с установлением исполнителю более поздней даты завершения работ по договору.
Например, по договору АО «ОЭЗ» с ООО «Стройинжиниринг» на разработку проекта планировки территории портовой ОЭЗ на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, выполнение изыскательских работ и подготовку обосновывающих материалов от 15 февраля 2011 года № ПЗ-38/11005 АО «ОЭЗ» акты выполненных работ на сумму 32,6 млн. рублей представлялись с нарушением установленных сроков. Дополнительными соглашениями к договору сроки окончания работ по этапам календарного плана работ многократно переносились на более поздние, при этом новые сроки выполнения работ также нарушались. Так, по 3 этапу календарного плана работ срок выполнения работ переносился 5 раз, в том числе 4 раза сроки выполнения работ были нарушены и впоследствии перенесены на более поздние даты дополнительными соглашениями.
Претензии, платежные поручения АО «ОЭЗ» не представлены, в связи с чем подтвердить факт выставления требований по уплате штрафных санкций и получения обществом денежных средств за нарушение договорных обязательств и за пользование чужими денежными средствами не представляется возможным.

3.4. В соответствии с заявкой о создании ПОЭЗ на момент ее подачи в перечень потенциальных резидентов первой очереди ПОЭЗ «Советская Гавань» были включены 9 организаций, однако к настоящему времени заинтересованность в продолжении деятельности на территории первой очереди ПОЭЗ «Советская Гавань» подтверждается только тремя из них. Таким образом, высокая продолжительность процедур согласования документов, необходимых для создания ПОЭЗ «Советская Гавань», приводит к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестиционных проектов.
Общий потенциальный объем инвестиций в основной капитал (в развитие бизнеса) компаний — резидентов ПОЭЗ «Советская Гавань» в период 2008-2016 годов в ценах 2008 года должен был составить 13,1 млрд. рублей. Суммарная выручка компаний — резидентов ПОЭЗ на конец 2015 года должна была достичь 8,6 млрд. рублей.
По расчетам правительства Хабаровского края функционирование ПОЭЗ благодаря мультипликативному эффекту должно было привести к увеличению грузопотока по всем видам транспорта в Хабаровском крае в 2016 году на 13,3 % (до 116,8 млн. тонн в год). Ожидаемый объем грузопереработки, обеспечиваемый ПОЭЗ, в 2016 году должен был составить 20,8 % суммарного объема грузопереработки в портах Хабаровского края. Дополнительная выручка смежных отраслей в 2015 году должна была составить не менее 30 млрд. рублей.
Увеличение объемов производства, оказания услуг компаниями — резидентами ПОЭЗ «Советская Гавань» также должно было обеспечить к 2016 году создание 4722 рабочих мест, прирост валового регионального продукта в 2015 году — на 80 млрд. рублей и составить 18 % ВРП Хабаровского края. Общая сумма поступлений от компаний — резидентов ПОЭЗ «Советская Гавань» в бюджеты различных уровней в 2014-2016 годах в соответствии с заявкой о создании ПОЭЗ в ценах 2008 года должна была составить 4,9 млрд. рублей. Общий объем производства рыбо- и морепродуктов резидентами ПОЭЗ к 2015 году должен был увеличиться в 10 раз в сравнении с объемами 2008 года и составить 17 тыс. тонн, приносить выручку в объеме 1 млрд. рублей, обеспечив восстановление и развитие рыбоперерабатывающих производств в регионе. Ожидаемое увеличение объемов судоремонтных работ при успешной реализации инвестиционного проекта более чем в 8 раз делало ПОЭЗ ведущим центром тихоокеанской гражданской судоремонтной отрасли и к моменту выхода на проектную мощность в 2016 году позволило бы генерировать выручку в объеме 2,6 млрд. рублей.
Неосуществление в течение 6 лет соответствующей деятельности в рамках ПОЭЗ усугубляет сложившуюся в связи с ужесточением конкурентной борьбы в данной сфере негативную ситуацию в судоремонтном секторе Дальнего Востока.
Длительные согласования необходимых для создания инфраструктуры ПОЭЗ документов органами, осуществляющими управление ПОЭЗ, привели к тому, что деятельность в рамках ПОЭЗ не осуществлялась, что не позволило достичь потенциальных положительных социально-экономических эффектов для Хабаровского края от функционирования ПОЭЗ в период 2010-2016 годов. Таким образом, номинальное существование ПОЭЗ «Советская Гавань» в течение 6 лет никак не повлияло на социально-экономическое развитие Хабаровского края в указанный период.

3.5. Оценка сравнительной эффективности механизмов, направленных на обеспечение повышения темпов социально-экономического развития, предусматривающих создание ПОЭЗ, территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» (далее — ТОСЭР), планируемого к созданию Свободного порта Хабаровск (далее — СП) на территории Хабаровского края, показала следующее.
Налоговыми льготами для резидентов ПОЭЗ, ТОСЭР и СП являются льготы по налогу на прибыль, при этом режимы ТОСЭР и СП обеспечивают более значительный объем льгот. В режимах ТОСЭР и СП установлены также пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. Режимы ТОСЭР и СП, в отличие от ОЭЗ, предусматривают возможность установления особенностей регулирования отдельных видов отношений: трудовых (в части привлечения и использования иностранных работников), в медицинской и образовательной деятельности (в части лицензирования). Принципиальным преимуществом режима СП является упрощение визового режима.
Таким образом, при непосредственном сравнении режимов наибольший совокупный объем преимуществ предоставляется в рамках режимов ТОСЭР и СП, указанные режимы являются наиболее привлекательными для инвестора: резидентам ТОСЭР и СП предоставляется более широкий перечень налоговых льгот, а также значительные изъятия из общих правил регулирования отдельных видов деятельности.
Вместе с тем отсутствие на данный момент фактических данных об эффективности функционирования ТОСЭР «Хабаровск», неосуществление деятельности в рамках ПОЭЗ «Советская Гавань», а также то обстоятельство, что проект федерального закона «О свободном порте Дальнего Востока» в настоящее время проходит доработку и сроки его принятия и вступления в силу (а также возможные изменения в его содержании) сложно прогнозировать, проведение оценки возможного взаимного влияния данных режимов при их функционировании на территории одного субъекта Российской Федерации, а также их совокупного влияния на социально-экономическое развитие Хабаровского края представляется преждевременным.