БУО со стороны-2

Продолжая мой вчерашний пост о посещении БУО делегацией провинции Хэйлунцзян, как и обещал, рассказываю, о чем китайские товарищи поговорили с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом. Господин Шпорт в подмогу себе позвал нескольких зампредов и министров, состав делегаций с двух сторон для любопытных — в конце поста.

gubery-sosedi-06

Хабаровские министры в ожидании гостей встали шеренгой, не сиделось только и.о. главы минтранса Сергею Ивашкину, который то и дело выбегал (позырить, идут ли). Перед этим министры получили забавный краткий инструктаж от главы регионального аналога МИДа Вячеслава Дианова. Он забежал и сказал: «Ну он заходит, проходит вдоль, и вы их хоп-хоп-хоп». «А че говорить-то?» — спросил кто-то из того угла, где были первый зампред по экономике Виктор Калашников и зампред по культуре Александр Федосов. «Ну здравствуйте. Или нихао», — посоветовал господин Дианов и убежал.

Могу засвидетельствовать: министры справились.

gubery-sosedi-07

Наш губернатор во вступительном слове сказал вещи в общем-то очевидные, уложившись в 11 минут. Китай во внешней торговле — наш «номер один», в товарообороте региона КНР занимает 44%, провинция Хэйлунцзян — около половины от этого объема. После 10-летнего перерыва в 2014 году возобновились поставки свинины в Россию, с удовлетворением напомнил Вячеслав Шпорт, и свинина это именно хэйлунцзянская. В сфере привлечения инвестиций на КНР пришлось в 2014 году всего 4% от общего объема, отметил губернатор: «Это небольшая цифра, и мы надеемся на приток», — после чего привычно презентовал территории опережающего развития (ТОР). Количество китайских туристов в 2014 году выросло на 18% по сравнению с 2013-м, добавил он. «Проект освоения БУО является для нас приоритетным, мы активно работаем над созданием там туристическо-рекреационной зоны, а также конгрессно-выставочных видов деятельности. Наводнение внесло коррективы в концепцию освоения острова в части создания гидротехнических сооружений для его защиты, сегодня мы оцениваем, во сколько это обойдется», — заверил он Ван Сянкуя.

gubery-sosedi-08

Секретарь хэйлунцзянской ячейки КПК начал тоже с общих мест: поздравлений с Днем Победы (все-таки он на парад приехал) и слов сотрудничестве и взаимодействии. Переводчики у северных китайцев, скажу я вам, просто жесть — качество перевода не ахти.

И вот минут через 10 пошло интересненькое.

Здесь и далее цитирую почти дословно. Ван Сянкуй говорил: «Я так полагаю, освоение БУО является самым заметным приоритетом в увеличении товарооборота между нашими странами и нашими регионами. С нашей стороны центральное правительство Китая утвердило концепцию освоения китайской части острова. Основной принцип — сохранение экологии и развитие туризма, торгово-экономических связей. Мы надеемся, что скоро концепция освоения российской части острова будет утверждена. Мы надеемся, что вместе приложим усилия для скорейшего открытия автомобильного пункта пропуска на острове. По поводу местоположения на уровне регионов уже все определено, мы согласны с таким вариантом. Думаю, мы должны вместе обсудить открытие пункта пропуска и пассажирского, и грузового. Это будет играть очень важную роль для развития наших стран. Только пассажирский — не позволит полностью использовать и содействовать развитию торгово-экономических отношений между регионами».

На этом месте Ван Сянкуй нарисовал на бумажке схему и показал Вячеславу Шпорту. Судя по виду издалека, это была бумажка со стрелочками сначала в одну сторону, а потом в обе стороны. Пояснения (в версии переводчика) были не очень-то понятны, но суть, как можно было уловить, сводилась к одному: двустороннее движение товаров, особенно в точке, отстоящей от Хабаровска всего «на 20-30 км» — это очень хорошо.

«Я думаю, что увеличивая поток пассажиров, мы сможем увеличить объем перевозки грузов. С обеих сторон мы сможем создать пограничные торговые комплексы, каждый на своей части, и это позволит увеличить поток товаров (От себя позволю заметить: весьма здравая мысль, это называется «кирпичи» или «помогаи» — люди, якобы перевозящие для собственных нужд по 50 кг товаров народного потребления, произведенных в Китае, мы это видим вдоль всех границ с Китаем). Соблюдая налоговые законы обеих стран, мы можем создать льготные налоговые условия для привлечения предприятий, для привлечения туристов. И с нашей, и с вашей стороны мы должны активно поработать с центральным правительством»,— сказал Ван Сянкуй.

Далее он отметил, что дамбы строить нужно, не нарушая экологию и речное русло. «Мы хотели обсудить с вами возможность продолжения автомобильного грузового маршрута. Мы предлагаем открытие автомобильного пассажирского и грузового маршрута Харбин — Цзямусы — Биробиджан — Хабаровск. Если вы согласны, мы готовы выйти с такой инициативой на министерство транспорта Китая. Я считаю, мы должны оба активно поработать над этим. Увеличение пассажирского потока позволит увеличить и грузопоток», — сказал Ван Сянкуй.

Наконец, он упомянул место проживания в Хабаровске последнего императора Китая Пу И (Есть такой домишко в районе заимки. При всем уважении с господину Неклюдову, владельцу комплекса — пока совсем не туробъект): «Мы знаем, что он был захвачен японскими захватчиками и при помощи Советской армии проживал у вас. С такими историями очень хотят познакомиться китайские туристы».

Потом Ван Сянкуй вернулся к БУО, призвав создать на нем «торгово-экономические зоны». «Например, с каждой стороны выделяем участок для первой попытки, если будет хороший результат, можно их расширять. Мы в основном будем развивать экологический туризм, отдых и развлечения, выставочную деятельность, торгово-экономические, спортивные и культурные связи. Мы знаем, в российскую часть включены конно-спортивный и культурный центры, идея хорошая»,— продолжал Ван Сянкуй.

Далее он перешел к теме свинины: «Мы также готовы усиливать сотрудничество в области экспорта-импорта мясной продукции Китая. Мы поддерживаем сотрудничество в этом направлении. Хочу сказать несколько слов по вопросу качества и безопасности продукции». Последующий длинный пассаж кратко можно было перевести так: Хабаровский край и провинция Хэйлунцзян имеют одинаковый климат, в провинции выращиваются высококачественные корма из кукурузы и сои, свинина и говядина из Хэйлунцзяна на юге Китая пользуется большой популярностью, фермеры использую мало удобрений, холод не дает распространяться опасным болезным.

В общем, просто сельхозрай (удивляет только, почему у нас не так). В подтверждение Ван Сянкуй привел цифры, которые действительно не могут не впечатлять. Провинция, сказал он, поставляет на рынок Китая (видимо, в год?): 18 млн туш свинины, «мясных коров» — 2,6 млн штук, баранины — 7 млн штук, молочных коров — 2 млн штук. «Использование грузового пункта пропуска на БУО позволит оживить торговлю на рынках двух регионов, в частности, нашими овощами, увеличит налоговые поступления», — не преминул ввернуть Ван Сянкуй.

gubery-sosedi-09

Вячеслав Шпорт даже переспросил: 18 миллионов — это штук, не килограммов? Штук, штук, подтвердил Ван Сянкуй. После этого Вячеслав Иванович сказал, что, мол, против высказанных идей в принципе не возражает, они интересные, и над этим можно поработать.

И подарил господину секретарю КПК картину из камня.

Фото — Вячеслав Реутов
Фото — Вячеслав Реутов

Засим и я откланиваюсь. Всем хорошего завершения майских праздников!

gubery-sosedi-10

А, и чуть не забыл. Имена героев:

gubery-sosedi-03

gubery-sosedi-04

gubery-sosedi-05

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Цзилиньские любезности | Дмитрий ЩербаковЪ
  2. Обход и карман | Дмитрий ЩербаковЪ

Комментарии закрыты.