Списать у министра


Вы знаете, друзья, что я люблю цитировать чиновников в те чудесные моменты, когда они не читают по бумажке, а говорят искренне и экспромтом. На прошлой неделе в Хабаровске на нескольких мероприятиях работал министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Одно из них оказалось украшено большим заключительным словом министра — я про общественный совет при ведомстве, посвященный вопросу развития образования. Конечно, часть прекрасного целого уже растащили на кусочки информагентства. Однако только из целого вы сможете узнать, чем заканчивались попытки списать у министра, какое слово может заменить не всем понятный «человеческий капитал» и многое другое.

Александр Галушка, закрывая заседание общественного совета при Минвостокразвития в Хабаровске 27 июня 2017 года:

— Обсуждение было полифоничным, таким разноаспектным. Но это вот и есть такой жанр обсуждения на площадке общественного совета или общественной палаты. Наша задача, Сергей Владиленович [Габестро, председатель общественного совета], как вы донесли — переваривание всего услышанного. Действительно было бы очень ценно, чтобы вы как председатель общественного совета все услышанное переварили, кристаллизовали в наилучшие предложения, еще не одно и, может быть, не два обсуждения с коллегами провели, и я сейчас скажу, куда это, на мой взгляд, логично трансформируется.

Безусловно, сегодняшнее обсуждение подвигает к осмыслению дальнейшей траектории развития системы образования в стране. Вот Сергей Владиленович только что закончил тем, что у нас на пороге цифровая революция. У нас, очевидно, даже ближайшие 5-10 лет просто некоторые специальности будут исчезать, будут не нужны, потому что технологии будут замещать этих специалистов. Уже сегодня мы можем в странах, где это происходит чуть более активно, чем у нас, где это внедряется, видеть, как это происходит. Минимизировать количество людей, например, в том же судостроении. Достаточно приехать и посмотреть на верфи Китая и Кореи, увидеть, какие там технологии. Да, роль человека есть, но она уже гораздо меньше, чем это было раньше. Мы же не будем с вами воспроизводить архаичные технологии? Очевидно, не будем.

Поэтому вы правы, с этого вообще стоит начать. А в мире-то процессы какие происходит? И целый ряд глобального уровня совещаний этому был посвящен. Это точно сложно спрогнозировать с точностью до деталей, но в целом понимать, что через 10-20 лет изменятся технологический и экономический облик мира, вы правы. Но на этом тогда надо делать ударение. И от этого начинать отталкиваться. Не просто вы упомянули там по ходу, а давайте мы акцентировано с этим разберемся.

Вторая вещь. Это же несет возможности того, что способности человека будут использоваться все больше и больше в творческой, креативной части, в той части, которая не может быть заменена цифровыми технологиями. На мой взгляд, я достаточно банальную сейчас вещь скажу, но, к сожалению, ее нет в нашей системе образования. Она как-то центром не является. Это миссия системы образования. Раскрыть талант человека, который входит в эту систему, начиная с самых ранних стадий и заканчивая последующими — курсами повышения квалификации или короткими мастер-классами. Это же об этом идет речь.

К сожалению, система ЕГЭ, мы понимаем, для чего она создавалась, и то, что она не ведет к раскрытию таланта, а скорее к некому усреднению, это, наверное, ее главный недостаток — наряду с некоторыми имеющимися плюсами. Как-то по другому должна система образования строиться, если мы про раскрытие талантов. Правильный тезис про индивидуальные траектории развития. То, что у коллег из «Яндекса» есть фрагментарные кейс-стади, было бы интересно, чтобы наш совет и «Яндекс» предложили практическую модель формирования таких проектов развития. Было бы очень интересно. Давайте теперь опишем это, чуть позже скажу, как могли бы реализовать это на Дальнем Востоке.

Далее. Тоже было бы очень полезно понимать, мы говорили про международную кооперацию, а в мире какие лучшие практики нарабатываются или сегодня уже просматриваются в системе образования? Они какие? Было бы очень здорово иметь ясное понимание этого вопроса.

Говорил вот Алексей Николаевич в самом начале, какая скорость изменения в современном мире, что знания, полученные, казалось бы, три-четыре года назад, уже устаревают к моменту проявления той фазы, когда вы их применять практически собираетесь — уже устарели. Конечно, в этой связи возникают вопросы, а чему учить? Я выскажу сугубо мое экспертное мнение. Прежде всего, учить учиться. Это базовые навык, компетенция, если хотите. Осваивать знания и навыки непрерывно в течение жизни.

Мне, считаю, очень крупно повезло в жизни. У нас был учитель русского языка и литературы в школе, который учил нас думать самостоятельно, мыслить самостоятельно. И поощрял нас писать нехрестоматийные сочинения. Вот оглядываясь назад с позиций своего жизненного опыта, считаю, что этот навык, который я вынес из школы, имеет решающее значение для всей моей жизни, и сегодняшней в том числе. Что нас научил один конкретный учитель мыслить самостоятельно. И не хрестоматийно причем. У меня история такая была в школе. Я из соседней школы дал на год младше своему товарищу, он сочинение писал, сказал, дай мне свое, я перепишу. Мне за них пять поставили, ему — три с минусом поставили. Мне пять поставили просто за то, что я думал во время сочинения. Я размышлял, я, может, небезупречно это делал, но я это делал. Ему поставили три с минусом, потому что хрестоматии не соответствовало. Неправильную интерпретацию он дал в своей работе.

Вот это пример. Самое ценное — то, что меня научили думать. И с этим убеждением я живу, оно имеет такое основание под собой, уверен, что школа это может делать, это от таланта педагога зависит и от того, чтобы система образования была на это нацелена: научить самостоятельно обучаться, а не только от сих до сих, и экзамен сдал, и тут же забыл, когда экзамен сдал.

Скорость изменений очень большая, и она, эта скорость, будет нарастать. Говорили про будущее, что изменится. Я бы, коллеги, ставил еще вопрос: а что останется неизменным? И, может, еще: а что мы обязаны сохранить? Здесь то, что звучало в некоторых выступлениях, мы не должны забывать про внутреннее нравственное развитие. Это вещи, которые, даже считаю, наш долг, чтобы они оставались неизменными. Нравственный выбор хоть в 21-м веке, хоть в 25-м, хоть в первом, хоть втором — это нравственный выбор. Уметь прививать такое образование, система образования, которая репродуцирует это из поколения в поколение, это одно из важнейших предназначений: уметь воспитать личность, заложив нравственный фундамент.

В этой связи был вопрос, что включает в себя понятие человеческого капитала. мы подготовили сейчас индекс развития человеческого капитала, договорились, что на площадке Общественной палаты проведем обсуждение. Может, несколько изменим название, слово капитал — оно смущает нас, сразу только в экономику уводит. Да, экономика важна, но не только экономика. Потенциал, индекс народной жизни — тоже одно из предложений, которое прозвучало. Для нас это обсуждение не оторванное, оно практическое. Уже сегодня планируем, как этот индекс развития человеческого капитала будет интегрирован в систему управления, и как это будет показателем эффективности развития Дальнего Востока в целом и каждого региона в частности.

У нас со дня на день будет опубликована концепция демографического развития Дальнего Востока. Т 7 сентября у нас президиум проводит Госсовета президент РФ по развитию Дальнего Востока. Мы сегодня уже готовим проект поручений президента и проект доклада президента, где одно из существенных ударений делается как раз на развитие человеческого потенциала, человеческого капитала. Ну и та концепция, которая будет в ближайшее время утверждена правительством, она тоже об этом.

Два конкретных предложения у меня. Я бы что хотел предложить сконструировать, спроектировать, создать, подумать вместе. Эксперимент. Школа, учреждение среднего образования, вуз. Речь шла о том, насколько зарегламентирована система, и насколько она восприимчива к новациям. Ну давайте, используя потенциал Минвостокразвития, тех законов, которые приняты, которые прямые нормы содержат о том, что в ТОР и Свободном порте Владивосток применительно к образовательной деятельность могут особые правила устанавливаться. Давайте вместе с вами эксперимент спроектируем: а что такое модель школа-вуз — в ответе на эти вызовы? И не просто спроектируем, а вместе с вами все реализуем. Мы к этому готовы, естественно, сотрудничая с коллегами из Минобразования. Наша правовая конструкция правовая позволяет очень локально попробовать другое, а не на всю страну, от Владивостока до Калининграда, и снизу, очень локально поставить один-второй эксперимент, посмотреть, как это работает, и как распространять это дальше в масштабах страны.

И крайнее, что хотел бы отменить в плане практическом. У нас готовится сейас раздел дальневосточный в госпрограмме развития образования. Я напомню, с 1 января этого года особый порядок формирования госпрограмм вступил в силу: в самых разных программах появляется раздел по Дальнему Востоку, со своими показателями. У нас вчера на подпись председателя правительства поступило распоряжение, которым перечень из 28 программ утверждается. И в том числе есть и программа образования. И порядок этот особый действует, утвержденный постановлением правительства 1137. Я приглашаю вас всех вместе поработать над этим разделом.

Система образования — штука такая сложная и многогранная. Но мы точно не ошибемся, если мы в качестве KPI будем закладывать удовлетворенность ею людей и работодателей. Это точно та ниточка, потянув за которую, клубок правильно начнет разматываться. И поручение правительства Минобру дано, о том, что показатели удовлетворенности жителей Дальнего Востока были заложены в дальневосточный раздел госпрограммы развития образования.

0 ГолосовГолосовать
Twitter