А МУП — и ныне там

Все в Хабаровске, кажется, знают, что муниципальные предприятия транспорта банкротятся. В частности, в отношении МУП «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (ХПАТП-1) 29 декабря 2015 года арбитражом введена процедура наблюдения, 29 июля 2016-го — процедура конкурсного управления. В июле этого года процедуру продлили до 17 января 2018 года. Предприятие, как подсчитал к июлю 2017-го конкурсный управляющий МУПа Владимир Игнатов, было должно кредиторам 233 086 346 руб. 74 коп. Расчет, понятно, не окончательный. В октябре этого года глава управления транспорта хабаровской мэрии Сергей Суковатый говорил AmurMedia, что долги предприятия — 400 млн руб., и в неэффективности предприятия, заявил чиновник, виноват его исполнительный директор Алексей Деменок.

С одной стороны, а что ему (чиновнику) остается делать. С другой, я — не об этом.

Как за прошедшие годы умудрились угробить хабаровский муниципальный автотранспорт — это предмет особого расследования. И вести его должен, наверное, и не господин Суковатый, и не арбитражный суд. Мало кто помнит, что в 1990-е годы в Хабаровске работали три автотранспортных МУПа: «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (Бабич А.А.), «Хабаровское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (Щербаков И.Д.), Хабаровскоое муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 3″ (Парчинский В.С.). В 1999 году их слили в один МУП.

Но перейдем к нынешним персоналиям.

В гордуме Хабаровска текущего, пятого созыва созыва (duma.khabarovskadm.ru) 35 депутатов. И среди них есть два. Один — Алексей Алексеевич Деменок, избранный по округу №5. Многолетний директор МУП ХПАТП-1. Второй — Николай Николаевич Илющенко, избранный по округу №8. Многолетний директор МУП «Хабаровское трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ), которое, к слову, тоже стало банкротом. Два столпа муниципального транспорта: один управлял автобусным парком, другой, как несложно догадаться, — трамвайно-троллейбусным. Оба предприятия постигла схожая судьба — они сами себя объявили банкротами.

Не сказать, чтобы эти заявления в арбитражи прозвучали как гром среди ясного неба.

В 2013 году городская контрольно-счетная палата в одном из своих заключений указала:

«Анализ и оценка изменений финансово-хозяйственного деятельности муниципальных предприятий пассажирского транспорта показали, что фактически сложившееся финансовое состояние предприятий является закономерным результатом имеющейся системы совместной работы коммерческого и муниципального пассажирского транспорта в городе, принимаемых управленческих решений тарифной политики, а именно:

1.  Предприятия муниципального пассажирского транспорта в 2012 году по сравнению с предыдущими годами ухудшили свои производственные показатели: снижаются производственные показатели деятельности предприятий по перевозке пассажиров: количество часов работы подвижного состава, рейсов и пробег уменьшились, снизилось количество перевезенных пассажиров муниципальным транспортом.

2.  Многие маршруты электротранспорта являются не рентабельными;

3.  Численность работников предприятий снизилась на 283 человека, однако данное снижение произошло в основном за счет уменьшения численности водителей и кондукторов (204 чел.).

4.  Рост среднемесячной заработной платы в основном достигнут не в результате изыскания внутренних резервов (изменение структуры, сокращение), а в результате дополнительных расходов предприятий.

5.  Рост среднемесячной заработной платы опережает рост производительности труда, что является отрицательным показателем.

6.  Имущество предприятия не всегда используется эффективно: значительная часть готового к выпуску подвижного состава не используется (находится в простое или резерве).

7.  Убыточность предприятий от основной деятельности, а также кредиторская задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами растут в результате опережающего роста затрат над ростом доходов от перевозки пассажиров. В 2012 году предприятиями получены убытки в общей сумме 256,6 млн. рублей».

Да и сама администрация города из года в год констатировала: муниципальные перевозчики убыточны.

Причина, по версии мэрии, была проста: «Основной причиной сложившейся критической ситуации является то, что тарифы на проезд и цена единого социального проездного билета не соответствуют реальным затратам предприятий» (цитирую постановление администрации Хабаровска от 5 ноября 2014 года N 4853 «О состоянии и перспективах развития городского пассажирского транспорта»). Поднимать тарифы якобы из политических соображений (чтобы не вызвать социальной напряженности) городу не давал краевой комитет по ценам и тарифам. Так и вертелись несчастные МУПы в замкнутом круге — были они перевозчики ключевые (обеспечивая, по данным постановления от 2014 года, не менее 60% перевозок), критически изношенные («Износ транспортных средств и основных фондов составляет 80-90%», цитата оттуда же) и вечно убыточные — по 50-100 млн руб. в год в минус.

Городской бюджет эти дыры исправно латал, выделяя субсидии и закупая новые транспортные средства. Но к концу 2015 года — наступил пат. Заявления о банкротстве двух МУПов ушли в арбитраж.

Под двумя городскими депутатами зашатались директорские кресла.

Казалось бы.

Однако 30 декабря 2016 года администрация Хабаровска выпускает постановление N 4671 «О создании муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Городской электрический транспорт»». Оно же ГЭТ. В уставный капитал нового МУПа вносятся: «троллейбус ТРОЛЗА 5275.03, 2015 года выпуска, первоначальной стоимостью 9 050 000 руб.; экскаватор-погрузчик TLB 825 RM, 2014 года выпуска, первоначальной стоимостью 4 400 000 руб.». МУП создано «в целях перевозки пассажиров электротранспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок», говорится в постановлении.

20 апреля 2017 года новое МУП благополучно зарегистрировано. Его директором становится Николай Илющенко.

Параллельно городские власти информируют краевое объединение профсоюзов о том, что «в настоящее время решается вопрос о создании нового транспортного предприятия на базе МУП г. Хабаровска «ХПАТП № 1». Разработаны и согласованы параметры работы нового предприятия, проект постановления администрации г. Хабаровска «О создании муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Городской автобусный пассажирский транспорт» проходит согласование со структурными подразделениями администрации г. Хабаровска».

Однако постановление о создании МУП «ГАПТ» пока так и не вышло.

Зато на информлентах появились другие новости.

«Информация о том, что работники ХПАТП, принявшие решение о переходе в МУП «ГЭТ» до 30 ноября, будут трудоустроены без испытательного срока, появилась в Контакте. Также сообщается, что с 1 декабря трудоустройство лиц в новое предприятие будет производиться на общих основаниях, с испытательным сроком и через собеседование. Директор ГЭТ Николай Илющенко подтвердил данную информацию. Однако, как он сообщил корреспонденту «Тихоокеанской звезды», информация, которую опубликовали некоторые СМИ о прекращении существования ХПАТП уже 5 декабря, не совсем верна«, — сообщила 28 ноября 2017 года «ТОЗ». «Сейчас мы не можем говорить о том, что автотранспортное предприятие прекращает свою работу в начале декабря. 30 ноября и 1 декабря на предприятии пройдут собрания с кредиторами, где будет этот вопрос обсуждаться. И только в зависимости от решений, которые вынесут на этих собраниях, можно уже говорить о дальнейшей судьбе ХПАТП. Объявление о готовности взять на работу коллег мы разместили заранее», — процитировало издание Николая Илющенко.

Выходит, вместо создания двух новых МУПов — авто- и электротранспортного — мэрия создала один. Депутат-директор Алексей Деменок остался не у дел. А депутат-директор Николай Илющенко — наоборот. Спрашивается — почему? Ведь убыточными были оба МУПа — и ХПАТП-1, и ТТУ?

Алексей Деменок заявил «Восток-медиа», что «переходит в команду конкурсного управляющего» МУПа из-за разногласий с собственником предприятия, точнее, с представителем городской администрации, курирующим транспорт — Сергеем Суковатым. У Николая Илющенко таких разногласий, выходит, нет.

Однако это не отменяет итогов деятельности двух директоров: оба они по факту оказались неэффективными менеджерами, раз предприятия, находившиеся под их управлением, вышли на банкротство.

Но все это еще не так удивительно, как действия мэрии. Хабаровская администрация, похоже, застряла в 1999-м. Она опять сливает весь муниципальный транспорт в один МУП, жестко все это дело оптимизируя. Вместо того, чтобы отказаться от убыточной отрасли вообще.

Разумеется, кому-то эти грабли все же выгодны, раз на них так приятно наступать.

В 2018-м в городе должны пройти выборы мэра. Четырежды (в 2000, 2004, 2008, 2013) в них побеждал один человек.

Интересно, как лягут карты в следующем году.

2 ГолосовГолосовать
Twitter