Трасса режима «смерть»

В Хабаровском крае введен режим ЧС после страшной аварии на трассе на Комсомольск-на-Амуре. А еще губернатор Вячеслав Шпорт поручил проверить порядок лицензирования пассажирских перевозок. Но не пассажирских перевозчиков там нужно проверять. И не дорожников даже, накосячивших с установкой оповещения о ремонте. Нет, и их, конечно, тоже. Но не они создают ситуацию — они ее заложники. Как и все мы.

rezhim-chs

Знаете, я бы режим ЧС не снимал до тех пор, пока на протяжении всей дороги Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре не появится разделительные отбойники между встречными полосами, энергопоглощающие барьеры перед ними и участки с выделенными полосами для обгона.

Того самого обгона, который часто бывает по формуле: 180 км/ч + 180 км/ч = дай Бог, чтобы оба успели занырнуть на свои полосы.

Вот просто бы оставил режим ЧС — и под него бы выбивал федеральные средства на реконструкцию всей дороги. А заодно и дополнительное финансирование на трассу Лидога — Ванино, чтобы там сделать то же самое, потому что там есть участки еще страшнее — с одной стороны скальная стена, с другой обрыв.

А Министерству по развитию Дальнего Востока, которое усиленно думает, как же сделать так, чтобы люди на Дальний Восток приезжали, подумать и над тем, как сделать так, чтобы люди, живущий на Дальнем Востоке, целыми и невредимыми доезжали. Потому что реконструкция автодорожной инфраструктуры — это ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья».

Тем временем Игорь Шувалов докладывает президенту в Ново-Огарево, как сделать так, чтобы таких страшных аварий не было:

«Выполняя Ваше поручение, Правительство Российской Федерации приступило к разработке соответствующего плана мероприятий, который должен быть направлен на снижение смертности и увечий на дорогах. Этот план мы все обсуждали всё это время после Вашего указания 15 мая, которое было подписано по итогам Комиссии по достижению социально-экономических показателей, и мы согласовали этот план с Администрацией Президента.

План комплексный, всего 32 пункта, и рассчитан главным образом на активную работу в течение одного года. Несколько мероприятий выходят за пределы первого полугодия 2016 года, но в целом все эти мероприятия концентрированно должны быть исполнены в 2015-м – первом полугодии 2016 года.

Мероприятия касаются нового взаимодействия в области информации. Вы знаете, что есть такие ресурсы, по которым уже водители обращаются, для того чтобы понять, например, существуют пробки на определённых участках дороги или нет. Мы теперь предполагаем создать или дополнить эти ресурсы такими данными, которые будут говорить об особо опасных участках дороги, где аварии происходят наиболее часто. И мы должны будем нормативно урегулировать, какова ответственность органов исполнительной власти Российской Федерации, регионов и муниципалитетов, для того чтобы определять наиболее опасные участки дорог.

В информационном плане также будет создана специальная обратная связь между гражданами и органами власти по тому, как выявляются эти опасные участки, сложности на дорогах и как устраняются – своевременно и в нормативы укладываются ли власти для того, чтобы принимать соответствующие меры.

Далее. Мы намереваемся уточнить требования к перевозчикам, к профессиональным перевозчикам – это юридические лица или граждане, которые занимаются перевозками грузов или граждан. Мы это сделаем до конца этого года.

Вместе с тем мы понимаем, что нужно совершенствовать. Многое в этом плане, кстати, сделано за последние годы: медицинская помощь оказывается значительно эффективнее, чем это было раньше, но мы понимаем, что необходимо использовать сегодняшние средства связи и возможную доставку раненых граждан вертолётами к местам лечения. В связи с этим будет разработан специальный план использования вертолётной техники по доставке пострадавших в лечебные учреждения.

Далее. Мы считаем, что нужно уделить особое внимание формированию законопослушного поведения гражданина. Намереваемся с Государственной Думой, Владимир Владимирович, создать такие нормы поведения, которых в нашем законодательстве сейчас не существует. Многие юристы по поводу этих правил спорят. Мы просим здесь Вашей поддержки. Например, законодательно определить, что такое опасное вождение. Такой нормы у нас в законе нет, но во многих странах это вплоть до уголовного наказания, когда специально создаётся ситуация – мы это на дорогах теперь видим достаточно часто, – и за это водители должны нести соответствующую ответственность.

Были приняты определённые законодательные ограничения для тех, кто находится в состоянии алкогольного опьянения за рулём. И вот с 1 июля текущего года вступила в силу норма, по которой вводится уголовная ответственность за повторное нахождение в состоянии алкогольного опьянения при вождении транспортного средства.

Мы считаем, что в принципе можно пойти на ужесточение норм, таких, которые действуют в других странах, когда задерживается транспортное средство, если водитель пьян. В Белоруссии совсем недавно ввели такую норму, и пьяных за рулём стало значительно меньше. Правоведы говорят, что эта норма не совсем справедлива, потому что часто пьяный водитель управляет не своим средством, а принадлежащим другому лицу. И тем не менее юристы считают, что можно создать правовую норму, которая соответствует принципам и нормам Конституции Российской Федерации, но такое лицо должно понимать, что будет ответственно, в том числе и материально. Она будет каким‑то образом переложена на автомобиль, которым этот водитель управлял.

Этот план мероприятий мы будем регулярно рассматривать на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения с выездами на места и в регионы: как в те регионы, которые наиболее успешно реализуют программу по безопасности дорожного движения, так и в те регионы, где ситуация с безопасностью не совсем здоровая.

Мы понимаем, что за последнее время аварии, которые произошли в Красноярском крае, теперь в Хабаровском крае, в Дагестане совсем недавно, заставляют нас более бдительно и активно работать, потому что человеческих жизней на дорогах по‑прежнему мы теряем очень много. По сравнению с европейскими странами потери на дорогах огромны. По той работе, которая проводится в последние 10–15 лет, Владимир Владимирович (в целом ситуация была вообще крайне плохой), у Кирьянова Виктора Николаевича есть с собой материал, вся статистика за эти годы, когда мы вместе все работали по улучшению ситуации на дорогах. Ситуация улучшается, но крайне медленно, и в первую очередь из‑за неответственного поведения.

Мы понимаем, что особая ответственность за состояние дорог на органах власти различных уровней. Действительно в нашей стране дороги не в лучшем состоянии, хотя мы тратим много денег на строительство новых и содержание старых, но тем не менее основной фактор – это человеческий. Либо невозможность справиться с управлением, либо пьянство водителей, либо невнимательность«.

Разумеется, основная причина аварий на загородных трассах — человеческий фактор. Но если людей можно переделывать в законопослушных и внимательных граждан бесконечно, то построить нормальные дороги — это вполне себе такая конечная цель. С весьма отдаленной перспективой, но хотя бы с вменяемой.

Мои соболезнования всем.