Трубы — в школы?

Интересную мысль высказал директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов, комментируя в сегодняшнем «Ъ» тему сверхнормативного дефицита проекта бюджета Хабаровска на 2014 год. Мол, нужно «привлекать инвестиции работающих здесь крупных компаний в социальную инфраструктуру, традиционно финансируемую из бюджета».

socialka-i-budzhet

В первоначальном, несокращенном варианте блок текста с мнением эксперта выглядел так:

Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов отмечает, что в последнее время Хабаровский край живет за счет экспорта необработанного леса и рыбы, в то время как доля промышленности, в том числе в краевом центре, в экспорте невелика. Решение ситуации с высоким дефицитом городского бюджета и тяжелым положением краевой казны эксперт видит в том, чтобы «привлекать инвестиции работающих здесь крупных компаний в социальную инфраструктуру, традиционно финансируемую из бюджета». «Дефицит бюджета Хабаровска 13,7% не обоснован без перспектив роста края. Спасение региона видится, во-первых, в его масштабировании до Тихоокеанского (региона.— „Ъ“) с попутным эффектом от объединения с Приморьем, а во-вторых — в том, чтобы привлекать инвестиции работающих здесь крупных компаний в социальную инфраструктуру, традиционно финансируемую из бюджета. Под влиянием масштаба проще строить дороги на все тихоокеанское побережье, а не на Хабаровский край, а школы и дороги могут профинансировать „Транснефть“ и „Роснефть“»,— считает эксперт.

Хороший повод задуматься, а сколько сейчас крупные компании инвестируют в «школы и дороги» Хабаровского края.

Возьмем для примера АК «Транснефть». В регионе она представлена «дочкой» ООО «Дальневосточные магистральные нефтепроводы» («Дальнефтепровод»). Инвестиционная программа всей «Транснефти» на 2013 год составила 161,4 млрд. руб. Чем из этого «поживился» в текущем году Хабаровский край, пока не понятно. Известны цифры за прошлый год.

За 2012-й компании системы «Транснефти» перечислили в бюджет Хабаровского края порядка 600-700 млн руб. налогов (цифры озвучивали президент АК Николай Токарев и губернатор Вячеслав Шпорт), с начала строительства ВСТО (в 2006-2012) отчисления составили 1,4 млрд руб. В 2013-2014 годах, если верить сайту «Дальнефтепровода», компания планирует построить в Хабаровском крае три жилых дома (34 квартиры на 2,1 тыс. кв. м), всего на Дальнем Востоке — 40 жилых домов на 588 квартир. Честно говоря, негусто. И то — видимо, для топовых или иногородних сотрудников.

На ликвидацию паводка на Амуре «Транснефть» обещала подарить МЧС и «Красному кресту» оборудование, а также перечислить в пострадавшие регионы более 200 млн руб. помощи. Конечно, похвально. Но, лично на мой скромный взгляд — копеечки.

Вопрос-то нужно ставить по-другому: а сколько выручила Транснефть от прокачки нефти по ВСТО? Средний тариф в 2012-м году, если опираться на данные «Ведомостей», был 2081 руб./т. Объемы прокачки, по данным «Дальнефтепровода»:

Направление поставки нефти Всего В том числе по годам, тыс. тонн
2010 2011 2012
ВСЕГО, в т.ч. 76 934 15 343 30 199 31 392
СМНП «Козьмино» 46 844 15 343 15 199 16 302
КНР 30 090 15 000 15 090

Умножим 31,3 млн тонн за 2012 год на 2 тыс. рублей — получим (грубо) 62,6 млрд руб. Столько «Транснефть» получила с поставщиков нефти на экспортные рынки через ВСТО. Это бюджет Хабаровского края, между прочим. Не знаю величины затрат на транспортировку, чтобы определить чистую прибыль от операций прокачки. Но ресурс для отчислений на «школы и дороги», безусловно, есть:)

Теперь «Газпром». «Дочка» монополии ООО «Газпром инвест Восток», как известно всем, поучаствовало в строительстве крытого ледового стадиона для хоккея с мячом в Хабаровске. По данным самой компании, арена «Ерофей» «влетела» газовикам в 739,8 млн рублей, финансирование осуществлялось в рамках договора пожертвования, заключенного между ОАО «Газпром» и правительством Хабаровского края. Средства были перечислены в 2012 году.

В 2013-м «Газпром» потратит 964 млн рублей в рамках программы газификации Хабаровского края. Но то — газификация, то есть прямое продвижение своей продукции на рынок. Как известно, в регионе «объем потребления природного газа в 2012 году вырос на 280 млн. куб. метров и впервые превысил 2 млрд кубов», а к 2015-му планируется довести его до 3 млн кубов. Социалкой здесь и не пахнет.

Зато: «в 2012 году в рамках программы «Газпром — детям» компания направила порядка 1,2 млн руб. на развитие детского спорта в регионе». Много? Да тоже как-то… маловато.

Только в 2012 году «Газпром», согласно отчетности компании, заключил целый ряд контрактов на поставку СПГ в страны Азии: с Kogas (Южная Корея) — в объеме 16 партий (1,33 млрд кубов) в период 2013–2014 годов; с «Осака Гас» (Япония) — в объеме 4 партий (0,34 млрд кубов) в 2014 г.; с «ГАИЛ» (Индия) — в объеме 2,5 млн. т (1 млн т СПГ = 1,36 млрд кубов природного газа) в течение 20 лет.

Если в Европу газ в 2012-м поставлялся в среднем по $385,1 (11,96 тыс. руб.), то в странах АТР, как говорят эксперты, средняя цена спотового контракта соотносится с индексом Japan Crude Cocteil (JCC), — в среднем около $600 за 1 тыс. кубов. Получается, только с Южной Кореи будет получено в ближайшие годы по поставкам СПГ (ведутся из Сахалинской области) под $800 млн, или 25,9 млрд руб. по текущему курсу. Есть ресурс на «школы и дороги»? Безусловно, тоже есть:)

Осталось только убедить крупные компании взять на себя расходы, типичные для местных и региональных бюджетов.

Видимо, в этом-то месте и наскочит коса на камень:)

2 ГолосовГолосовать
Twitter