Вовремя не раздулся

Вчера Дмитрий Медведев создал еще парочку правительственных комиссий, касающихся Дальнего Востока (об этом сегодня написал «Ъ»). Но с Минвостокразвития ясности по-прежнему нет: ни кто его возглавит, ни останется ли ведомство вообще, не понятно. Загадочности в ситуацию добавили эксперты ВШЭ и РАНХиГС. Проанализировав по заказу Минфина эффективность расходов бюджета, они вчера предложили и вовсе министерство ликвидировать — в числе еще нескольких.

Какова аргументация? Сам доклад просто огромен (1,6 тыс. страниц) и доступен на сайте Минфина (по этой ссылке). Но если изложить расчеты экономистов в нескольких цитатах, получится вот что.

«В результате проведенного анализа финансирования расходов на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти оказалось, что расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного сотрудника в федеральных министерствах с минимальной численностью (до 500 человек) в 1,5-2,5 раза выше, чем в министерствах с максимальной численностью; аналогичные тенденции наблюдаются и в отношении федеральных служб и федеральных агентств. Данные результаты связаны с наличием эффекта «экономии от масштаба» в крупных ведомствах на общие нужды«.

Далее: «Предельная штатная численность федеральных министерств варьируется от 253 штатных единиц в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока до 3278 штатных единиц (согласно штатному расписанию) только в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ и до 27588 штатных единиц (согласно штатному расписанию) с учетом территориальных органов в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом следует выделить следующие федеральные министерства, имеющие минимальную численность (данные за 2012 год):
— Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – 253 штатных единиц (из них заполнено – 141);
— Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — 408 штатных единиц (из них заполнено – 304);
— Министерство спорта Российской Федерации – 310 штатных единиц (из них заполнено – 247);
— Министерство энергетики Российской Федерации – 458 штатных единиц (из них заполнено – 368)…
»

Промежуточный вывод: «При этом расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного сотрудника в федеральных министерствах с минимальной численностью в 1,5-2,5 раза выше, чем в министерствах с максимальной численностью. Например, расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного сотрудника в год составили:
— в Минюсте России в 2011 году — 0,85 млн. рублей, в 2012 году – 0,89 млн. рублей,
— в МИД России в 2011 году — 1,37 млн. рублей, в 2012 году – 1,6 млн. рублей ,
— в Минкомсвязи России в 2011 году — уже 2,07 млн. рублей, в 2012 году – 2,3 млн. рублей,
— в Минэнерго России в 2011 году — 2,02 млн. рублей, в 2012 году – 2 млн. рублей.
На данный показатель, в частности, оказывают влияние размеры площадей, занимаемых федеральными министерствами. В федеральных министерствах с минимальной численностью, как правило, приходится больше площадей в расчете на одного сотрудника и расходов на их содержание, чем в министерствах с численностью более 1000 человек.
Следует также отметить, что независимо от предельной штатной численности статус соответствующих федеральных министерств и федеральных министров (например, Министра обороны РФ и Министра связи и информационных технологий РФ) одинаков.
Мировая практика в сопоставимых с Россией странах (США, Германия, Франция, Китай) свидетельствует, что статус самостоятельных федеральных министерств (и их аналогов) имеют, как правило, крупные ведомства с численностью в среднем от 5 до 100 тыс. человек (с учетом центральных аппаратов и региональных офисов)
«.

Предложение: «С учетом проведенного анализа, для иллюстрации потенциальной экономии бюджетных расходов может быть рассмотрено укрупнение следующих федеральных министерств (путем их присоединения к более крупным федеральным министерствам):
Минвостокразвития России — с сокращением 253 штатных единиц, и сокращением соответствующих расходов на обеспечение их деятельности;
Минэнерго России — с сокращением 212 штатных единиц, осуществляющих управленческие и обеспечивающие функции, и сокращением соответствующих расходов на обеспечение их деятельности;
Минкомсвязи России — с сокращением 198 штатных единиц, осуществляющих управленческие и обеспечивающие функции, и сокращением соответствующих расходов на обеспечение их деятельности;
Минспорта России — с сокращением 162 штатных единиц, осуществляющих управленческие и обеспечивающие функции, и сокращением соответствующих расходов на обеспечение их деятельности
«.

Как отмечается в докладе экспертов ВШЭ и РАНХиГС, в случае укрупнения «всего четырех указанных федеральных министерств ежегодный объем экономии расходов федерального бюджета может составить не менее 1,65 млрд. рублей». Сумма рассчитывалась по формуле 253 штатных ед. + 212 штатных ед. + 198 штатных ед. + 162 штатных ед.) * 2 млн. рублей (среднегодовые расходы на обеспечение деятельности одной штатной единицы) = 1650 млн. рублей. Очень важно, что экономия возникнет сразу же: «Данная экономия может возникнуть уже в первый год реализации данного предложения. При этом расходы на реорганизацию федеральных министерств должны быть осуществлены в пределах текущих расходов на их содержание и не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета»,— подчеркивается в докладе.

Обращаю внимание на примечание к докладу: предлагаемые под сокращение 253 штатных единицы Минвостокразвития — это «вся штатная численность Минвостокразвития России в 2012 году (до его создания данные функции осуществлялись Минрегионом России с имеющейся у него численностью, которая впоследствии не передавалась в Минвостокразвития России)». Куда передавать в случае сокращения функции министерства, думаю, всем понятно.

Вот и выходит, что ушедший в отставку глава Минвостокразвития Виктор Ишаев своих подчиненных слегка подвел. Не раздул, как говорится, штаты, пока была возможность (а была ли она? Да и не было, наверное). И вот теперь над ведомством нависли эксперты-сокращатели. А судьба министерского кресла, с учетом создания нескольких правительственных комиссий,— под вопросом.

В общем, нелегкие наступают для детища господина Ишаева времена.

0 ГолосовГолосовать
Twitter