Ночь, зыбь, пожар. Забвение?

Источник: Книга "Владивосток на почтовых открытках", издательство ДВГТУ, Владивосток, 2007 г. 1970 г.

17 часов 38 минут 16 февраля, залив Шекспира у берегов Новой Зеландии.

23 часа 12 минут 31 августа, Цемесская бухта в 7 милях от Новороссийска.

00 часов 25 минут 10 ноября, Японское море неподалёку от посёлка Преображение, в 50 милях от Находки.

Эти три точки во времени и пространстве в 1986-м, друзья, могли бы стать точками тяжелейших катастроф с пассажирскими судами советского флота. И две из них – стали. Но – не третья.

В феврале шикарный лайнер «Михаил Лермонтов», витрина жизни в СССР для богатых иностранцев, вёз туристов из Австралии вдоль Новой Зеландии и напоролся на скалы. Спасти судно не удалось, но находившиеся на борту люди — 408 туристов, 330 членов экипажа и новозеландский лоцман — были спасены. Погиб один человек, инженер рефрижераторных установок Павел Заглядимов, работавший в отсеке, затопленном сразу после столкновения.

В августе из-за чудовищной ошибки экипажей 30000-тонный сухогруз «Петр Васев» протаранил полный отдыхающих пароход «Адмирал Нахимов», совершавший круизный рейс из Одессы по Чёрному морю. Всего за 8 минут судно ушло под воду, унеся жизни 423 людей.

В ночь на 10 ноября в СССР едва-едва не случилась ещё одна ужасная трагедия. В машинном отделении теплохода «Туркмения», образцово-показательного судна Дальневосточного морского пароходства, обычно ходившего в круизы к берегам Японии, начался пожар. На борту было 290 пассажиров — одарённых детей, награждённых в честь праздника 7 ноября развлекательной поездкой по морю, и их педагогов, и 123 члена экипажа.

Ночь. Бледная луна за облаками. Ноябрьское море. Огонь и тьма.

Только спустя некоторое время станет ясно, что команда «Туркмении» во главе с капитаном Владимиром Климом тогда совершила настоящее чудо. Всех пассажиров удалось спасти. Погибли двое из команды: буфетчица Тамара Ерылина и второй главный механик Эдуард Акатов. Этот подвиг советских моряков, блестяще выполнивших все необходимые для спасения людей действия, стоил капитану персонального строгого выговора от бюро крайкома КПСС с занесением в учетную карточку, а его старшим офицерам – простых выговоров.

Почему об «Адмирале Нахимове» и ужасной гибели доверившихся ему людей до сих пор вспоминают со слезами, о нелепом крушении красавца «Михаила Лермонтова» — с недоумением, а вот о «Туркмении» — почти никто и почти ничего?

В этом году наша межрегиональная команда постарается исправить это вопиющее историческое недоразумение. Мы готовимся к съёмкам мини-сериала о событиях на «Туркмении» в формате докудрама.

Подробности расскажу, но – чуть позже.